Вопрос 10. Виды административно-правовых отношений

1. В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:

• между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находя­щимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоя­щие и нижестоящие органы);

• между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, нахо­дящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два ми­нистерства, администрация двух областей);

• между субъектами исполнительной власти и находящимися в их орга­низационном подчинении государственными объединениями, пред­приятиями и учреждениями;

• между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, администра­тивный надзор);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными орга­нами системы местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и негосударственными хо­зяйственными и социально-культурными объединениями, учреждени­ями (коммерческие структуры);

• между субъектами исполнительной власти и общественными объеди­нениями;

• между субъектами исполнительной власти и гражданами.

2. В зависимости от государственного устройства различают отноше­ния, возникающие:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации (между Правитель­ством РФ и правительствами республик);

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, нахо­дящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

• между органами исполнительной власти субъектов Федерации, сто­ящими на разных уровнях (например, между администрацией Крас­ноярского края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

3. В зависимости от конкретных целей возникновения общественных от­ношений выделяют:

• внутренние – отношения, связанные с формированием управленчес­ких структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и от­ветственности между работниками аппарата органа управления. Сто­роны в этих отношениях – соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;

• внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

4. По характеру юридических фактов административно-правовые отно­шения делятся на отношения:

• порожденные правомерными действиями;

• порожденные неправомерными действиями.

5. По содержанию различают следующие виды административно-право­вых отношений:

• материальные – общественные отношения в сфере управления, кото­рые регулируются материальными нормами административного права;

• процессуальные – отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регу­лируются административно-процессуальными нормами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: