1. Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:
• положения, содержащиеся в законе, должны быть адекватны экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
• отвечать высокому уровню юридической техники;
• содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
• определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
• предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.
Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:
• в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
|
|
• ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
• определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
• любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться без официального опубликования.
2. Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:
а) судебные, т. е. реализуемые судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве (дела по жалобам на действия государственных органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий; дела по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан). Дела по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, подведомственны арбитражному суду (например, дела о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы граждан);
6) административные, т. е. реализуемые во внесудебном порядке. В рамках управленческой компетенции должностные лица вправе, а во многих случаях обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.
|
|
3. Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основные виды обращений граждан:
• предложение – привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;
• заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
• жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.