double arrow

Понятие и особенности финансовых правоотношений

Классификация финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы по самым разным основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие содержат предписания к участникам финансовых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные финансовым законодательством. Основная масса финансово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах финансового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний.

Уполномочивающие предоставляют участникам финансовых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников финансовых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы.

Запрещающие содержат запрет на совершение определенных действий или регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений.

В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы финансового права определяют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений в области финансовой деятельности государства.

Процессуальные нормы финансового права по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами финансового права.

По сфере действия нормы финансового права подразделяются на нормы общего и ограниченного действия.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Исходя, как правило, из длительного характера финансовых отношений, большинство финансово-правовых норм являются таковыми.

Нормы ограниченного действия устанавливаются с пределами применения, ограниченными временными и пространственными факторами. Как правило, данные нормы содержаться в Законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год (например, в сфере ежегодного отражения правового регулирования отдельных налоговых платежей как налоги с выручки и местные налоги).

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие на всей территории Республики Беларусь (республиканские налоги и сборы) и действующие на территории соответствующего административно-территориального образования (местные налоги и сборы).

При всей важности приведенной классификации следует отметить, что ни один из критериев не следует абсолютизировать. Одна и та же норма финансового права в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач при комплексном ее рассмотрении может быть одновременно отнесена к нескольким видам.

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.

Финансовое правоотношение, являясь разновидностью правового отношения, обладает признаками последних. В то же время они характеризуются рядом отличительных особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений:

- оно возникает, изменяется и прекращается в процессе мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства;

- финансовое правоотношение – это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Это обусловлено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации, в первую очередь, общественных интересов. Необходимо отметить, что публично-правовой характер финансового правоотношения таит в себе противоречия;

- финансовое правоотношение в большинстве случаев возникает в силу одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон;

- являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивает движение финансовых ресурсов;

- одним из обязательных участников финансового правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о финансовых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в финансово-правовых отношениях, опосредованных участием в них государственных органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны;

- финансовое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками финансового правоотношения своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта финансового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от субъектов соответствующих платежей.

Для финансового правоотношения должно быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные (денежные) отношения.

Необходимо отметить, что ни одна черта финансового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей финансового правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: