1. Иностранными гражданами считаются лица, находящиеся на территории РФ, не принадлежащие к гражданству РФ и обладающие документами, доказывающими наличие у них гражданства (подданства) иностранного государства.
Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией Российской Федерации, Законами РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», международными договорами, Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Возможность иностранных граждан обладать определенным комплексом прав и обязанностей гарантируется ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый иностранный гражданин и лицо без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Иностранцы, находящиеся в РФ на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории:
временно пребывающие в РФ – иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
временно проживающие в РФ – лица, получившие разрешение на временное проживание;
постоянно проживающие в РФ – иностранные граждане, получившие вид на жительство.
4. Статус иностранца, незаконно находящегося на территории РФ, имеет свои особенности.
Во-первых, ему обеспечиваются все конституционные гарантии как индивиду, человеческому существу. В этом плане иностранец, даже незаконно оказавшийся на территории РФ, имеет право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, свободу совести, свободу мысли и слова. К нему могут быть применены меры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основании закона.
Во-вторых, такой иностранец все же не может претендовать на права и свободы, которые существуют для иностранных граждан, на законных основаниях находящихся на территории РФ (например, легально трудиться в РФ, получать образование и др.).
Незаконное прибытие на территорию РФ само по себе еще не означает, что лицо встретит враждебное отношение к нему со стороны Российского государства. Зачастую такие лица, спасая жизнь, формально незаконным путем пересекают границу РФ (например, беженцы, лица, ищущие временного убежища).
В-третьих, иностранцы, незаконно оказавшиеся на территории РФ, не ходатайствующие об узаконении их пребывания либо получившие отказ, обязаны покинуть РФ.
5. Иностранные граждане практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т. е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию в которой государство допускает своих граждан.
Это – сфера конституционного и административного права, и прежде всего та их часть, которая определяет условия и порядок формирования органов государственной власти.
6. Согласно ст. 32 Конституции России только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть носителями государственно-властных полномочий и совершать действия, порождающие правовые последствия. Они не могут быть представителями власти.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться правом на объединение. Они вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. В Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т. п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.
Иностранные граждане также вправе собираться мирно, проводить свои собрания. Для этого не требуется разрешение. Что касается публичных мероприятий – митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то эти возможности и российские граждане используют отнюдь не по собственному усмотрению, а с предварительного уведомления местных властей. Причем если последние отказались принять такое уведомление, проводить массовое мероприятие нельзя.
Иностранные граждане, осуществляя свою трудовую деятельность в России, могут быть и лицами наемного труда, и работодателями. Для тех, кто занят в отечественном и совместном предпринимательстве и в отношении кого делаются отчисления в страховые пенсионные фонды, действует российское законодательство о социальном обеспечении, которое тем не менее содержит ряд ограничений в области трудовой деятельности данной категории лиц внашей стране.
Есть ряд и других ограничений трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, связанных прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т. п. Правда, скорее здесь можно говорить об исключениях, чем о правилах.
7. По Кодексу об административных правонарушениях РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.