1. Правовые акты исполнительной власти – вид подзаконных, официальных юридических актов:
• принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности;
• оформленных в соответствии с нормами права;
• содержащих односторонние властные волеизъявления;
• влекущих юридические последствия.
2. По юридическому содержанию акты исполнительной власти делятся на:
• нормативные акты, устанавливающие, изменяющие, отменяющие юридические нормы. Они не обращаются к конкретным лицам.
К ним относятся акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные), межведомственные акты, внутриведомственные (в т. ч. локальные);
• индивидуальные акты – решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам;
• общие акты, содержащие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, призыве на службу и т. д.;
• смешанные (акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо даже и общие требования).
|
|
Акты исполнительной власти государства в зависимости от субъектов, принявших их, делятся на:
• акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы, постановления и другие акты центральных органов Российской Федерации; акты территориальных федеральных органов; постановления и другие акты мэров, губернаторов; акты органов исполнительной власти субъектов Федерации; приказы и другие акты руководителей местных государственных органов);
• акты субъектов власти, не находящихся в системе аппарата исполнительной власти (постановления прокуроров, судей по делам об административных правонарушениях).
По форме выражения различают акты:
• письменные (являются разновидностью служебных документов);
• устные (используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности);
• конклюдентные – выраженные в знаках, световых и звуковых сигналах (например, жесты работника милиции, регулирующего уличное движение).
По функциональной роли акты исполнительной власти бывают:
• плановые;
• методические;
• кадровые;
• финансовые;
• учетные и т. д.
В зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу:
• немедленно, с даты подписания, принятия;
• с даты, указанной в акте;
• с даты, указанной в другом акте;
• после государственной регистрации и официального опубликования.
В зависимости от объема полномочий субъекта власти акты делятся на:
|
|
• дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
• принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
• принимаемые при отсутствии выбора.
В зависимости от порядка принятия административные акты подразделяются на:
• коллегиальные (принимаемые большинством от общего числа коллегиального органа);
• единоличные.