Вопрос 1. Формы осуществления исполнительной власти

1. Формы осуществления исполнительной власти внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти: правовые, неправовые (организационные).

Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий правовые формы всегда влекут за собой четко выражен­ные юридические последствия, а неправовые формы прямых юриди­ческих последствий не влекут.

2. Правовые формы осуществления исполнительной деятельности клас­сифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.

По содержанию выделяют правотворческую и правоприменительную формы осуществления исполнительной власти.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в созда­нии, изменении, отмене и усовершенствовании правовых норм, т. е. издании нормативных актов. Правотворческая деятельность коллеги­альных органов управления осуществляется следующим образом:

• принимается решение о разработке проекта управленческого норма­тивного акта;

• создается текст проекта;

• проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, со­гласования, одобрения соответствующими органами;

• организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;

• проект утверждается и опубликовывается.

Процедура принятия нормативных актов единоначальными органами более простая – руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц ис­полнительной власти заключается в разрешении конкретных управ­ленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Правоприменительная деятельность включает:

• установление фактических обстоятельств дела;

• выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса;

• толкование правовой нормы; принятие индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права.

По целям использования различают внутренние (решение организаци­онно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, правление струк­турными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы уп­равленческой деятельности.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование жестов, сигналов, знаков).

2. Исполнительная деятельность осуществляется и в других правовых фор­мах, к которым относятся:

• представление обязательных отчетов (юридическими лицами в нало­говую инспекцию);

• осуществление государственной регистрации (охотничьего оружия);

• выдача документов, подтверждающих наличие специального права (ли­цензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера);

• совершение иных юридически значимых действий.

3. Неправовые формы осуществления исполнительной власти:

• осуществление организационных действий, возникающих в повседнев­ном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка программ, контроль, изучение и обобщение опыта работы, подбор и обучение кадров);

• выполнение материально-технических действий, которые носят вспомо­гательный характер в управленческой деятельности (работа с информа­цией; ведение делопроизводства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: