1. Первое требование, предъявляемое к акту – целесообразность, полезность с точки зрения государственных интересов. В основе акта должно лежать общественное благо, он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят, предусматривать механизм его претворения в жизнь. С целью достижения целесообразности акта должны учитываться:
• права человека;
• уровень сознания и культуры масс;
• плюрализм мнений, интересов;
• возможности решения проблем;
• ранее принятые акты.
2. Законность – второе требование, предъявляемое к актам исполнительной власти, под которым подразумевается:
• наличие компетенции у автора;
• соответствие акта закону по существу;
• соответствие цели закона;
• принятие в установленный законом срок;
• соблюдение процессуальных правил издания акта.
Акты, не соответствующие требованиям законности, подразделяют на ничтожные и оспоримые.
Акты признаются ничтожными, если:
• на то есть прямое указание закона;
• грубо нарушена подведомственность административных дел;
• нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;
• нарушен срок давности;
• акт предписывает совершение преступления и т. д. Оспоримые акты подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.
3. К актам исполнительной власти предъявляются организационно-технические требования, сущность которых заключаются в следующем:
• язык акта должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен;
• акт должен быть оформлен грамматически правильно (любые ошибки могут исказить его смысл);
• акт должен быть своевременно доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов;
• оформленный надлежащим образом акт должен быть передан на хранение.