Одна из фундаментальных потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация “я — русский” или “я — украинец” — это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей — этноса. К межэтническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), “в которых противостояние проходит по линии этнической общности”. Существенной причиной возникновения этноконфликтных ситуаций является изменение национального стереотипа, приобретающее скачкообразный, нередко лавинообразный характер в переломные, кризисные периоды развития общества. Национальный стереотип восприятия инонационального есть по существу процесс национальной апперцепции, т.е. восприятия инонациональных ценностей и норм через призму "своих", "кровных" ценностных систем. В стабильный период развития общества, когда политическая и экономическая ситуация устойчива, межнациональное восприятие сконцентрировано главным образом на межличностной шкале признаков, фиксируя тождество или различие в отношении специфических черт характера, образцов поведения, общения, свойственных представителям инонациональной группы как индивидуальным субъектам. Если формировавшийся в таких условиях стереотип межнационального восприятия и образует отрицательное поле, то оно проявляется в форме так называемого "бытового национализма" и выражается в неуважительных высказываниях в адрес представителей инонациональной группы, свойственных им обычаев, традиций и т.д., не создавая широкой социальной основы для межнациональных конфликтов. Их основные особенности таковы.
|
|
1 Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание непрестижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции...). Так что любой межэтнический конфликт — это даже не “два в одном”, а и три, и четыре “обычных” конфликта в едином межэтническом пространстве. 2 Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы. 3 Большинство из крупных межэтнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: “Наши предки всегда здесь жили!”. 4 Межэтнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) — это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту. 5 Межэтнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения. Действия по нейтрализации конфронтационных: 1) легитимация конфликта — официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении; 2) институциализация конфликта — выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;
|
|
3) целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;
4) введение института посредничества при организации переговорного процесса;
5) информационное обеспечение урегулирования конфликта. то есть открытость, “прозрачность” переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.
В сфере этнополитических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить.