Данные психолингвистики и проблемы орг.процесса обучения неродному языку

При разработке стратегии обучения эффективно обращение к сопоставлению процессов становления естественного и искусственного билингвизма, в первую очередь таких понятий как: 1 активный / пассивный словарь носителя языка и стратегия усвоения лексики при обучении неродному языку; 2 сведения о системе родного языка у «наивного носителя» и у искусственного билингва;

Во-первых, с точки зрения психолингвистики в ходе реального речевого акта все уровни языка действуют взаимосвязано, их последовательность иная, чем принятая в лингвистике. Где процесс обучения не отвечает реальной схеме «наличие деятельности – говорения как цели – и говорения как средства достижения цели» образуется противоречие, обуславливающее трудности при обучении. Для того чтобы сказать что-либо, надо говорить и таким образом можно научится говорить и овладеть языком. В данном случае цель деятельности, сама деятельность и ее мотив совпадают, что не соотносится с процессом естественного употребления языка. Психолингвистическое решение проблемы видится во включении говорения в другие (экстралингвистические) виды деятельности: «необходимо делать что-либо, чтобы достичь определенной цели и в процессе этого использовать язык и обучаться ему».

Во-вторых, единицы порождения и восприятия речи, несмотря на то, что они отличаются между собой, имеют общую акустическую природу. Психолингвистическая природа звучащей речи не позволяет рассматривать их как «участников» только последнего этапа порождения высказывания, т.е. фазы моторно-акустической реализации акта речи (по А.А.Леонтьеву). В методическом плане данный психолингвистический тезис свидетельствует в пользу эффективности устного опережения и о необходимости поиска набора единиц с признаками всех трех уровней (фонетического, грамматического, лексического) для развития речевой способности на иностранном языке, прежде всего, на начальном этапе.

В-третьих, важным положением является признание эмоционального характера речи, причем, как при порождении, так и восприятии речи. Эмоциональное состояние говорящего, его отношение к объекту высказывания передаются, прежде всего, средствами звучащей речи.

В-четвертых, психолингвистика оперирует понятием «речевой жанр» (М.М. Бахтин), которое не совпадает с понятие «функциональный стиль» в лингвистике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: