Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в интересах усиления воздействующей силы выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать».

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно.

Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...» Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве, мы обсудим это».

Отвечать на вопросы надо на равных. Это означает, что оратор должен продемонстрировать уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос аудитории как законный, правомерный. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса – любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Подчеркнуто внимательно следует выслушивать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает вопрос, чтобы «показать себя».

Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился», или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко. Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали, минута-полторы – предел для ответа на вопрос.

Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на «трудные вопросы» – такие, которые, как правило, самой своей формой ставят нередко оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы на-

чинающим ораторам. А. В. Стешов дает следующие рекомендации.

Вопрос-капкан. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос – ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» – «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», – ответил С. Михалков. Это – классический прием возвратного удара, который не позволяет противнику втянуть вас в дискуссию, от которой противник наверняка выиграет.

Контрвопрос. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: «Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше».

Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: «Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? Будем ли мы независимы, если будем принимать финансовую помощь Запада?» На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, можно отреагировать на данный вопрос как на смысловой, а не риторический, то есть отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: «Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так...» и т. д. Второй способ – показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна (вы правы), но она верна лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия.

Каверзный вопрос. Это вопрос-укус, попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: «Вы читаете нам об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении?» На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: «Я понимаю ваши проблемы... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик...» и т. д.

Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку

зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: «Вы же не станете отрицать, что... Кто же.может отрицать, что...? Вы же не можете не признать тот факт, что...» и др. А Стешов считает в таком случае лучшим ответ типа: «Не занимайтесь вымогательством!» с. 128). Можно предложить и другой вариант: «Да, но...», или: «Это не совсем так...»

Вопрос-несогласие. Это вопрос типа: «Почему вы говорите..., в то время как...?» На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: «Да, есть и такаяточка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено». Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из возможных, одну из существующих: «Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мною аргументы».

Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: «Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того, как я закончу, я отвечу на ваши вопросы».

И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку – отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный (в таком случае передайте вопрос своими словами) и ответите на него всерьёз, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: «Я что-то не совсем понял тут один вопрос. Есть тут автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу». Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос повторен не будет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: