Цель: сформировать представления студентов осущности методов воспитания как способов педагогически целесообразной организации жизни детей, взаимодействия с ними; рассмотреть взаимосвязь методов, средств и форм воспитания; зависимость их применения от конкретных воспитательных задач, возрастных различий учащихся и профессионализма учителя.
План:
- Понятие метода воспитания в современной педагогической литературе.
- Система методов воспитания. Условия их выбора.
- Система методов педагогического взаимодействия.
- Средства воспитательного процесса. Условия их выбора.
- Формы воспитательного процесса. Условия их выбора.
Основная литература:
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
2. Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
3. Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для вузов (2-е изд.). – М.: Изд-во Юрайт, 2011.- п., 502 с.
|
|
5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов (2-е изд.). М.: Издательство Юрайт, 2011.- 574 с.
6. Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.
Дополнительная литература:
- Борытко Н.М. Педагогика (2-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. - п., 496 с.
- Загвязинский В.И. Педагогика (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2011. - п., 352 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. (1-е изд.) учебник. – М.: Академия, 2010.- п., 512 с.
4. Педагогика. Практикум: В 2 ч. Ч. II. Теория воспитания: Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса пед. ун-та / Под ред. А.А.Орлова, О.В. Чукаева. – Тула: изд-во тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. – 127 с.
5. Сластёнин В.А. Психолого-педагогический практикум / Под ред. Сластёнина В.А. (5-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.- п., 224 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика. В 3-х книгах: Учебник для студ.вузов /И.П.Подласый.-2-е изд.,испр.и доп.-М:Владос.- (Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы.-2007.-527с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев.- М.: ВЛАДОС, 2010.- нет.- (Педагогическое наследие).- под ред. В.А. Сластенина.- ISBN 978-5-691-01654-7. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL:http://www.rucont.ru/efd/153830?cldren=0
Ход занятия:
Задание №1.
· Выпишите основные понятия темы:
Методы воспитания –………………………………………………………………..
Формы воспитания -………………………………
Средства воспитания -……………………………………………………………………………
· Изучив рекомендованную в списке литературу по данной теме, составьте схему различных групп методов воспитания и дайте характеристику каждому из методов в схеме по плану:
|
|
- определение понятия;
- функции метода (на что направлен);
- сущность и психологическая основа действия метода;
- педагогическое выражение метода (форма, методика).
Задание №2.
Ниже перечисляются условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач.
Назовите те, которые с Вашей точки зрения относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:
- индивидуальные и возрастные особенности ученика
- статус ученика в группе сверстников, одноклассников
- черты характера педагога
- наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа
- особенности группы (в первую очередь – наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров
- характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и общении
- число учащихся в школе, классе
- является ли школа городской или сельской
- наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления-
- наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.