№ | Этапы развития воспитательной системы школы | Их характеристика |
I | Становление системы | Содружество детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. |
II | Отработка системы | Возникает недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившимся порядке жизни школы и т. д. |
III | Окончательное оформление системы | осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется её структура и связи между её элементами |
IV | Перестройка воспитательной системы | Происходит развитие детского коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идёт отработка наиболее эффективных педагогических технологий. |
№ | Этапы развития воспитательной системы школы | Их характеристика |
I | Становление системы | осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется её структура и связи между её элементами |
II | Отработка системы | Происходит развитие детского коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идёт отработка наиболее эффективных педагогических технологий. |
III | Окончательное оформление системы | Содружество детей и взрослых, объединённых общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. |
IV | Перестройка воспитательной системы | Возникает недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившимся порядке жизни школы и т. д. |
Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Главная цель первого этапа - выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. Основными методами становления ВС являются методы убеждения, требования, перспективы. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.
|
|
Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педагогического коллективов.
Третий этап - окончательной оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению.
|
|
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису системы».
Задание №8.
· Используя учебное пособие Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с., ответьте на вопрос:
- каковы критерии эффективности воспитательной системы?
- составьте схему «Оценки эффективности воспитательной системы школы».
|
|
|
Группа критериев факта позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система. Вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Данные критерии условны, они могут быть расширены и конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.
Воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.
Задание №7.
Заполните таблицу по зарубежным и отечественным воспитательным системам [См. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. Высш и средн.учебных заведений/Под ред.С.А.Смирнова.-8- е изд.,стер.-М:Академия,2008.-512с.-(Высшее профессиональное образование); Сластёнин В.А. Психология и педагогика (8-е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. - п., 480 с.и др.статьи].
Характеристика основных зарубежных и отечественных воспитательных систем
№п/п Название воспитательной системы школы | Цели, реализуемые данной воспитательной системой | Основное содержание |
1. Вальдорфские школы | развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. | Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного |
2. Воспитательная система школ глобального образования | формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора. | Суть состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение - это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность - способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.. |
3. Воспитательная система «справедливое сообщество» | продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. | «Справедливое сообщество» - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется «нравственностью сотрудничества». Это сообщество живет по собственному кодексу поведения построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге. |
4. …..Воспитательная система «школы диалога культур». | Формирование базовой культуры личности | Главное в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчеств |
Контрольные вопросы:
|
|
1 Назовите основные признаки воспитания как системы.
2 Определите сущность и специфические проявления системного подхода в воспитании
3 Каковы ведущие компоненты воспитания и как они связаны между собой? Выделите системообразующий компонент.
4 Кто определяет цели воспитания? Почему они одновременно носят объективный и субъективный характер?
5 Почему всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается сегодня как идеальная цель воспитания?
6 Как соотносятся цели и задачи воспитания?
7 Сопоставьте и проанализируйте различные подходы к определению целей воспитания в базовых и современных концепциях воспитания.
8 Как определяется содержание воспитания?
9 Какие системы ценностей выделяются в качестве содержательной основы воспитания?
10 Выделите систему ценностей, лежащих в основе трудового воспитания, эстетического воспитания, нравственного воспитания.
11 Насколько правомерно выделение отдельных направлений воспитания? Не нарушает ли данный подход целостность воспитательного процесса?