Взаимодействие учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

Движение – это укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы и их лечение. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению ОНР у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Именно поэтому в своей работе я тесно сотрудничаю с инструктором по физическому воспитанию. В своей работе для оздоровления детей используем ряд приёмов и упражнений, которые включаем в структуру занятий, а также в проведение других режимных моментов.

Включение игровых приёмов в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью преодоления объективных трудностей, возникающих в образовательном процессе. Эти трудности связаны с тем, что у многих детей отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Такие дети характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффектным реакциям.

Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы детей дошкольного возраста, используются специальные игровые приёмы. Начинаются занятия с артикуляционной гимнастики, которая создаёт у детей позитивный психологический настрой.

Вовлекать детей в движение мы стараемся непринуждённо, в игровой форме, используем разнообразные приёмы подражательного характера:

· «Побежали тихо, как мышки!»

· «Полетаем, как птички!»

· «Посмотрите, какой самолёт нарисован на картинке. Вот какие большие у него крылья. Он летит и гудит: «у-у-у!». Давайте покажем, как летит самолёт!»

Сейчас всё больше детей гиперактивных, у которых двигательная активность, не имеющая определённой направленности составляет 50% времени. Такие дети отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Мы стараемся не ограничивать в движении таких детей. Помощь взрослого заключается в регулировании интенсивности движений, но не в её снижении. В процессе игр, занятий таким детям обеспечивается возможность длительного выполнения разнообразных движений, требующих сосредоточенности, внимания, точности (ходьба, прыжки через «ручеёк»).

Вместе мы обсуждаем лексические темы, по которым будем работать, определяем, какие загадки, пословицы и поговорки будем использовать на занятиях, выясняем, какие физические упражнения необходимо отработать.

Свою работу мы строим в нескольких направлениях (см. Таблицу 1). Так одним из направлений является включение в занятия дыхательной гимнастики. Эту гимнастику мы включаем как в совместные занятия, так и отдельно проводимые (речевые и физкультурные). От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, влияют на функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Упражнения укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействуют более глубокому дыханию. Правильное носовое дыхание улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

Ещё одно направление совместной работы – это проведение упражнений-загадок и подвижных игр. Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в занятие по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию, память, раскрывают понятные детям образы, формируют умения творчески передавать характер и повадки изображаемого животного. Упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Несколько вариантов упражнений-загадок, где отгадками служат забавные подражательные упражнения.

1. Лёгкий бег на носочках, руки – в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

2. Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп.

Я копытами стучу, стучу

И по полю всё скачу, скачу,

Грива вьётся на ветру...Кто это? (Конь.)

Такие весёлые и забавные «загадки вместе с зарядкой» можно использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.

Известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Поэтому вместе с инструктором по физическому воспитанию мы активно используем их. Играем и на свежем воздухе. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.

Неоценима роль игр и упражнений для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов, для развития речи.

Следующим видом совместной деятельности является проведение кинезиологической гимнастики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейрогенные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Следующее направление – проведение гимнастики для глаз. Часто у детей дошкольного возраста встречаются заболевания органа зрения. Со всеми детьми мы проводим гимнастику для глаз.

Глазодвигательные упражнения.

Исходное положение – лёжа, сидя или стоя. Голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой.

Упр.1. Отрабатываются движения глаз по 4 основным направлениям (вправо, влево, вверх, вниз), а также сведение глаз к центру. Каждое движение в медленном темпе (от3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. Чтобы привлечь внимание детей, я использую яркие предметы, маленькие игрушки.

Упр.2. Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох – пауза.

Ещё одной формой совместной деятельности является развитие артикуляционных движений и мелкой моторики рук. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Вместе с инструктором по физвоспитанию мы предлагаем детям следующие упражнения:

· движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свёртывание в трубочку, прокатывание «орешков» за щеками;

· мимические движения: надувание щёк, вытягивание губ в трубочку, хмурое сдвигание бровей, улыбка;

· движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

В моей группе большинство детей не владеет тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный.

Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике. Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев).

Упражнения мы подбираем так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе используем игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. С помощью стихотворного ритма упражнений совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, кубики. Именно с ними мы работаем на индивидуальных занятиях.

Ребёнку интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка с кем – либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.

В кабинете и группе, кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов, мозаик можно предложить:

· мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);

· пробки от пластиковых бутылок: красные, синие, зелёные – для звукового анализа, всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, парами – как «башмачки» для пальцев, просверленные посередине – для нанизывания бус;

· прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

· клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рек;

· шаблоны по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

· игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластиковыми пульками, копейками;

· грецкие орехи - для самомассажа кистей.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предлагаются движения (особенно рук), лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности даёт большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Направления взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физическому воспитанию
Виды деятельности Цели и задачи Формы проведения
1. Дыхательная гимнастика Укрепить здоровье детей, их физическую и умственную деятельность. Повысить выносливость, сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям Подгрупповые и индивидуальные занятия.
2. Упражнения-загадки Развивать интерес к подражательным упражнениям, желание представить в воображении и показать в движении услышанное Утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные и музыкальные досуги.
3. Подвижные игры Развивать воображение и двигательную активность детей Физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.
4. Кинезиологическая гимнастика Улучшить мыслительную деятельность, способствовать улучшению запоминания, повысить устойчивость внимания Индивидуальные занятия.
5. Гимнастика для глаз Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга. Подгрупповые и индивидуальные занятия.
6. Мелкая моторика Развивать пальцевую моторику для последующего формирования речи. Подгрупповые и индивидуальные занятия, физкультминутки, музыкальные и физкультурные досуги.

Таблица 1.

Таким образом, моя работа способствует не только развитию речи, но, прежде всего, оздоровлению детей, привитию им навыков физической культуры, организации двигательной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: