В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Поточно
-
групповая организация учебного процесса и расписание
Реализация учащимся индивидуальной образовательной траектории, основанной на
собственном ответственном выборе, заставляет образовательное учреждение перейти от
классной к поточно-групповой форме организации образовательного процесса. Класс сохра-
няется как единица учета и отчетности и, возможно, воспитательной работы. Учащиеся по-
сещают разные уроки в группах различного состава. Ядром расписания учебного дня явля-
ются те часы, в которые можно выстроить параллельное изучение одного предмета всем по-
током учащихся, поскольку именно таким образом гарантированно не пересекаются различ-
ные выбранные одним учащимся курсы (см. схему 1). Такое построение расписания возмож-
но для каждого обязательного предмета на то количество часов в неделю, которое отведено
на изучение данного предмета на базовом уровне.
Вокруг ядра учебного дня выстраиваются те часы, которые отведены на изучение обяза-
тельных предметов по выбору, поскольку здесь тоже ожидается минимальное пересечение
выбранных учениками курсов. Затем - элективные курсы и те часы обязательных предметов
и обязательных предметов по выбору, на которые профильные программы превышают базо-
вую. Вполне вероятно, что в образовательном учреждении окажутся систематические курсы,
изучение которых не предусматривает выбора по тем или иным причинам (например, это могут быть курсы регионального компонента, не предусматривающие выбора учащимися,
или программы тех предметов, которые, как показало исследование запросов учащихся,
большая часть учащихся школы намерена изучать на одном и том же уровне). Для изучения
этих курсов группы формируются таким образом, чтобы уроки могли быть поставлены в
свободные места в структуре расписания.
Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач.
Автор: Boлодap Виктopoвич Кpaeвcкий, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.
Проблема организации и корректировки образовательной деятельности связана с успешностью ее осмысления. Традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней нет места рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Педагогу чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе. Личностно ориентированное обучение предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, то рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.
Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.
Особенно актуальна рефлексия для дистанционных форм обучения, когда преподаватель и обучающийся разделены пространством.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.
Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы.
1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».
2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным обучающемуся на первый взгляд.
3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.
4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:
· предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;
· способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
· гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.
5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что обучающиеся обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.
В качестве опоры для рефлексивной деятельности обучающимся можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):
· Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
· Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
· Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
· С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
· Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателям, организаторам)?
В ходе проведения учебных занятий предлагаемые ученикам рефлексивные вопросы могут быть более приближены к изучаемому материалу и содержанию учебной деятельности по предмету. Важен психологический подход к организации рефлексии обучающегося. Задача преподавателя — создать такие условия, чтобы обучающиеся захотели обсуждать учебные материалы или свою деятельность. Эффективной оказывается рефлексия чувств, т.е. вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, возникающих в той или иной образовательной ситуации.
Рефлексия связана с другим важным действием — целеполаганием. Постановка обучающимся целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей.
Сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности должно повторяться систематически. Данная работа приводит к тому, что обучающиеся начинают самостоятельно формулировать свои цели. Рефлексия в конце изучения курса или завершения учебного процесса помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.