Конституционные основы международной защиты прав и свобод личности

Статья 61 Конституции Республики Беларусь предусматривает важную с теоретических и практических позиций юридическую гарантию прав человека – возможность обращения в международные организации. Данная гарантия была включена в Конституцию при принятии ее новой редакции на референдуме 1996 г. В отличие от судебной защиты, отраженной в статье 60, обращение в международные организации является международной гарантией прав личности. Несмотря на то, что в мире уже наработана практика интернациональной защиты индивидуальных прав, такой механизм редко закрепляется на конституционном уровне. Принципиальное значение возможности обращаться за международной защитой состоит в том, что права и свободы личности перестают быть внутренним делом государства и берутся под защиту мировым или региональным международным сообществом, от имени которого и выступают международные организации. Тем самым принцип высшей ценности человека, его прав и свобод получает своеобразную институциональную основу в лице международных организаций.

Другой важный аспект права обращаться в международные организации связан с вопросом о государственном суверенитете. Статья 61 допускает обязательность для государственных органов Беларуси решений международных организаций. Это в известной мере ограничивает суверенитет государства.

Субъектом права на обращение в международные организации является каждый человек независимо от наличия у него белорусского гражданства. В качестве условия возникновения данного права предусматривается исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты. Таким образом, у индивида нет выбора – обращаться в национальные органы или международные организации. Внутригосударственные средства правовой защиты могут считаться исчерпанными, если лицо прошло инстанции, обращение в которые непосредственно обусловлено его волеизъявлением. Применительно к уголовному и гражданскому процессам в Беларуси речь идет о первой и кассационных инстанциях.

Нашим государством ратифицировано несколько международно-правовых актов, в соответствии с которыми граждане вправе обращаться за международной защитой. Прежде всего следует назвать Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Он был подписан в 1966 г. в один день с самим Пактом. Международный пакт о гражданских и политических правах предусмотрел образование Комитета по правам человека. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах закрепил за Комитетом по правам человека полномочие рассматривать сообщения «отдельных лиц» о нарушениях их прав государством, под юрисдикцией которого они находятся. Оно распространяется на государства, ставшие участниками Пакта и Факультативного протокола (то есть ратифицировавшие эти документы). В Факультативном протоколе не поясняется, кого следует понимать под отдельными лицами – только индивидов или также объединения, организации. Вероятно, речь идет об индивидах. Беларусь ратифицировала Пакт в 1973 г., а Факультативный протокол – лишь в 1992 г. Предметом рассмотрения Комитета являются сообщения граждан о нарушениях их прав, предусмотренных Пактом, это значит личных и политических прав. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) предусматривает представление государствами докладов о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к соблюдению экономических, социальных и культурных прав, закрепленных Пактом. Указанные доклады направляются на рассмотрение в Экономический и Социальный совет ООН. Но данный орган не наделен двумя другими полномочиями, имеющимися у Комитета по правам человека: рассматривать сообщения государства-участника о нарушении Пакта другим государством-участником и, для нас это главное, рассматривать сообщения граждан о нарушении их прав со стороны государства.

Согласно Факультативному протоколу, Комитет по правам человека может признать неприемлемым любое сообщение индивида, которое является анонимным или которое, по мнению Комитета, представляет собой злоупотребление правом направлять такие сообщения или несовместимо с положениями Пакта.

В соответствии с Факультативным протоколом Комитет доводит представленное ему индивидом сообщение до сведения государства, которое, как утверждается в сообщении, нарушает какое-либо из положений Пакта. Получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и любые меры, если таковые имели место, которые могли быть приняты этим государством. При рассмотрении сообщений от индивидов Комитет проводит закрытые заседания.

По существу, этим содержание Факультативного протокола исчерпывается. Он не определяет юридическую силу решений Комитета по правам человека, принятым после рассмотрения сообщений граждан, и не регламентирует порядок их выполнения. Факультативный протокол содержит лишь положение, согласно которому Комитет сообщает свои «соображения» соответствующему государству и обратившемуся лицу. В литературе отмечается, что мнения таких органов, как Комитет по правам человека, хотя и должны приниматься во внимание, но не являются обязательными для государственных органов[130].

На практике граждане Беларуси пользуются своим правом обращаться в Комитет по правам человека, но существует проблема с выполнением его решений.

Еще одним органом, в который можно обращаться с учетом статьи 61 Конституции, является Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Он образован согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанной в 1979 г. Полномочия этого органа схожи с полномочиями Комитета по правам человека. Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанный в 1999 г., наделил Комитет полномочием рассматривать сообщения граждан и их групп, находящихся под юрисдикцией государства-участника Факультативного протокола, о нарушении данным государством прав заявителей, закрепленных Конвенцией. При регулировании порядка рассмотрения Комитетом сообщений граждан и их групп за основу взят порядок деятельности Комитета по правам человека, но он несколько расширен и юридически представляется более совершенным. Формулировки Факультативного протокола, касающиеся решений Комитета («мнения и рекомендации»), также свидетельствуют о том, что данные решения имеют скорее рекомендательное, нежели обязательное значение. Факультативный протокол содержит и специальный механизм реагирования на факты серьезных или систематических нарушений государством положений Конвенции. Однако данный механизм не меняет природы решений Комитета. Так, если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством прав, изложенных в Конвенции, Комитет предлагает этому государству «сотрудничать в изучении информации и в этой связи представить замечания в отношении соответствующей информации». С учетом любых замечаний, которые могут быть представлены заинтересованным государством, а также любой другой достоверной информации, имеющейся у него, Комитет вправе назначать одного или нескольких своих членов для проведения расследования и срочного представления доклада Комитету. В тех случаях, когда это оправдано, и с согласия государства расследование может включать посещение его территории. После изучения результатов такого расследования Комитет препровождает эти результаты соответствующему государству вместе с любыми замечаниями и рекомендациями. В течение шести месяцев с момента получения результатов, замечаний и рекомендаций, препровожденных Комитетом, государство представляет ему свои замечания. Такое расследование проводится конфиденциально, и на всех этапах этой работы принимаются меры по обеспечению сотрудничества со стороны соответствующего государства. 30 октября 2003 г. принят Закон Республики Беларусь «О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Наиболее действенная международная защита прав человека обеспечивается в рамках Совета Европы, объединяющего абсолютное большинство европейских стран. В 1950 г. государства-члены Совета Европы подписали Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Первоначально Конвенция содержала только личные и некоторые политические права. Впоследствии принимались протоколы к Конвенции, закрепляющие дополнительные права, включая право собственности, право на образование и другие. Конвенция гласит: «В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и протоколам к ней, учреждается Европейский суд по правам человека…». К компетенции Европейского суда отнесены:

межгосударственные дела. Государство-участник Конвенции может передать в Суд вопрос о любом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другим государством-участником;

индивидуальные жалобы. Суд принимает жалобы от индивида, организации или любой группы частных лиц на нарушения государством-участником их прав, признанных Конвенцией или протоколами к ней.

Конвенция четко регулирует вопрос о юридической силе постановлений Суда. В ней имеется статья 46 «Обязательная сила и исполнение постановлений», согласно которой «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением»[131].

Число индивидуальных обращений, поступающих в Европейский суд по правам человека, постоянно увеличивается. Это объясняется вступлением в Совет Европы новых государств-членов и ростом популярности Европейского суда как надежного защитника прав личности.

Наша страна не является членом Совета Европы и не ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. По этой причине граждане Беларуси, а также другие индивидуальные и коллективные субъекты не имеют права обращаться в Европейский суд по правам человека на основании статьи 61 Конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: