Конституционная система защиты прав и свобод личности. Судебная защита

Исходя из Конституции Республики Беларусь, можно выделить государственную, международную, гражданскую защиту прав и свобод личности. Государственная защита осуществляется органами государства: судом, прокуратурой, Комитетом государственного контроля, а также всеми другими органами, включая органы исполнительной власти (административная защита). Здесь следует обратить внимание на часть вторую статьи 59 Конституции, которая закрепляет защиту прав и свобод личности в качестве общей обязанности государственных органов. Кроме того, в соответствии со статьей 40 каждый имеет право направлять жалобы в государственные органы. Международная защита отражена в статье 61. Под гражданской защитой здесь понимается защита, осуществляемая общественными объединениями; группой лиц; самим человеком, права которого нарушены (самозащита). Согласно части третьей статьи 41, граждане имеют право на защиту своих интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Это гражданская защита, осуществляемая профсоюзами (вид общественного объединения), а в случае с забастовкой – группой лиц (работниками организации). Субъектом гражданской защиты могут быть и иные общественные объединения, создаваемые на основании конституционной свободы объединений (статья 36). Группа лиц выступает субъектом гражданской защиты прав и при проведении собраний, манифестаций (статья 35). Белорусская Конституция не содержит норм, которые бы прямо закрепляли возможность самозащиты прав. В российском же Основном Законе, статье 45 есть норма, согласно которой «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Тем не менее, возможность самозащиты вытекает из статьи 2 Конституции Беларуси о человеке и его правах как высшей ценности, а также из закрепленного в статье 25 права личности на свободу.

Судебная защита – важнейшая юридическая гарантия прав и свобод человека. Советские конституции не уделяли ей должного внимания, поскольку главными гарантиями прав граждан считались экономические и политические. Судебная защита индивидуальных прав и свобод – краеугольный камень юридического статуса личности в правовом государстве. Например, традиционный подход к гражданским свободам в Великобритании сводится к трем положениям:

свободы не должны гарантироваться общими принципами;

человек может делать все, кроме того, что запрещено;

на каждое противоправное вторжение в свободу человека должно существовать юридическое средство защиты, обеспечиваемое независимым судом.

Защита прав и свобод в суде предоставляется каждому. Субъекты, которым гарантируется судебная защита, производны от субъектов прав и свобод. Если за человеком признается право, то ему должна быть предоставлена и судебная защита соответствующего права. Иностранные граждане, лица без гражданства могут обращаться в суд наравне с белорусскими гражданами.

Гарантия, предусмотренная статьей 60 Основного Закона, распространяется на каждое конституционное право. Кроме того, в судебном порядке человек может защищать не только конституционные, но и другие права, в соответствии с частью третьей статьи 21 закрепленные законами и (или) предусмотренные международными обязательствами.

Содержание права на судебную защиту включает ряд компонентов:

обращаться в суд;

требовать разбирательства дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки;

обжаловать судебное постановление (часть третья статьи 115);

получать исполнение вынесенного судебного постановления (например, денежную сумму в возмещение вреда, причиненного нарушением права) (часть вторая статьи 115).

До недавнего времени в Беларуси действовало довольно много нормативных правовых актов, которые в нарушение статьи 60 не позволяли обращаться в суд в целом ряде случаев, связанных с ограничением прав и свобод. В этих условиях важную роль в применении этой статьи Основного Закона сыграл Конституционный Суд. Например, Заключением Конституционного Суда Республики Беларусь от 19 июня 1998 г. были признаны не соответствующими нескольким статьям Конституции, включая статью 60, положения действовавшего на тот момент Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (1984 г.). В частности, статья 246 названного Кодекса позволяла обжаловать административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов только в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Ныне действующий Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях закрепляет порядок, в соответствии с которым действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в суд.

В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 апреля 2001 г. «О праве осужденных к лишению свободы на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания» указывалось на отсутствие в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь права осужденных обжаловать в суде налагаемые на них взыскания (выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправительного учреждения, лишение права на получение очередной посылки или передачи, водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток и др.). Такие взыскания предусмотрены за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Согласно Кодексу, при наличии оснований взыскание могло быть отменено или заменено лишь должностным лицом, применившим его, либо вышестоящим должностным лицом, имеющим на это право. Конституционный Суд отметил, что исходя из статьи 60 Конституции осужденные имеют право на судебное обжалование примененных к ним мер взыскания, и предложил Парламенту внести соответствующие коррективы в Уголовно-исполнительный кодекс. Такие изменения в Кодекс внесены, и теперь он гласит: «Осужденный имеет право обжаловать решение должностного лица о наложении взыскания вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд».

Конституционным Судом принимались и другие акты, направленные на укрепление возможностей судебной защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: