Транспортно-технологические схемы смешанных перевозок грузов

Комплекс взаимосогласованных технических, технологических, экономических, организационных и правовых решений, которые обеспечивают наиболее эффективную перевозку грузов называется транспортно-технологической системой доставки грузов.

В составе транспортно-технологической системы разрабатывается транспортно-технологическая схема, которая в свою очередь включает транспортную схему (выбор видов транспорта и сообщений, маршрутизация) и технологическую схему (технологию перевозки и технологию выполнения перегрузочных работ).

Представим возможности взаимодействия видов транспорта (рис. 8).

Рис. 8. Наиболее распространенные схемы взаимодействия видов транспорта при доставке грузов

Рис. 9. Наиболее распространенные схемы взаимодействия видов транспорта при доставке пассажиров

Воздушный транспорт при перевозке грузов взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.

Наиболее давнюю историю имеют смешанные железнодорожно-водные перевозки, ив частности железнодорожно-речное сообщение [19, с. 170-172], [4, с. 48-49].

Так сложилось исторически, что крупные населенные пункты в первую очередь образовывались на берегах рек. Затем – в местах, где осуществлялась добыча полезных ископаемых. Для связи использовали железную дорогу, которую обычно подводили к речным пристаням в целях снижения капиталовложений в инфраструктуру. Поскольку в речных портах уже имелась сеть складов, грузоподъемного оборудования и т.д. Так сложилась сеть железнодорожно-речных перевалочных пунктов.

Железнодорожно-морское сообщение – основной вид сообщения при осуществлении международных перевозок массовых и генеральных грузов.

Морских порты получали выход на железнодорожную сеть в первую очередь.

Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в следующих случаях: при невозможности доставки грузов в порт назначения каким-то одним видом транспорта (например, при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющих прямой связи с общей железнодорожной сетью); при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном; при высокой загрузке железнодорожных участков, из-за чего применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным.

Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку, и снижение этих затрат имеет большое практическое значение. Чем меньше затраты на перевалку, тем большее количество грузов может быть отправлено в смешанном сообщении. Снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах.

В железнодорожно-водном варианте перевозки перегрузка грузов из железнодорожных вагонов на морские или речные суда или из вагонов на суда производится погрузочно-разгрузочными средствами портов.

Основной недостаток – сроки навигации. Возникают ситуации, когда доставленные в порт по железной дороге грузы не могут быть перевезены дальше водным видом транспорта, так как прекращение навигации не всегда удается точно спрогнозировать. В этом случае порты принимают прибывший груз на временное хранение, а впоследствии запрашивают грузоотправителя о возможности переадресовки груза или о сдаче его на месте в порту перевалки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: