Смешанное сообщение с участием автомобильного транспорта [20, с. 179-180] классифицируется следующим образом (рис.10):
- смешанные автомобильные сообщения;
- смешанные автомобильно-железнодорожные сообщения
-смешанные автомобильно-водные сообщения;
- смешанные автомобильно-воздушные сообщения;
- смешанные автомобильно-железнодорожно-водные сообщения
Рис. 10. Типовые технологические схемы перевозки грузов с участием автомобильного транспорта
Cмешанные автомобильные сообщения - автомобильный транспорт является единственным перевозчиком. Схема охватывает перевозки грузов автомобильным транспортом с различными вариантами перегрузки груза от места производства до места потребления:
- груз перегружают с автомобиля на склад, а затем после кратковременного хранения, его грузят на другой автомобиль;
- груз на стыках участков перегружают с одного автомобиля на другой.
- полуприцеп с грузом на стыке участков сменяют
Одним из основных направлений совершенствования этой технологической схемы перевозки грузов является терминализация – создание вокруг крупных городов сети узловых грузообразующих и грузопоглащающих пунктов (грузовых автостанций, автопортов и т.д.). При этом технологический процесс перевозки грузов разделяется на три самостоятельные фазы:
|
|
- завоз грузов из города на терминалы (или вывоз груза и развоз его грузополучателям);
- формирование и расформирование на терминалах крупных отправок, хранение и подсортировка по направлениям перевозки мелких партий грузов;
- перемещение грузов между терминалами различных городов.
По данным НИИАТа, терминализация позволяет увеличить производительность труда в 2 – 2,5 раза, снизить себестоимость транспортирования на 25 – 30 %, снизить удельные расходы топлива на 30 %, сократить въезд большегрузных автомобилей в крупные города.
В этом направлении показателен опыт Японии. В этой стране до 85—90% всех перевозок грузов внутри страны (в т) производит автотранспорт.
Для междугородных перевозок в Японии часто используют автомобили (без прицепов) грузоподъемностью около 11 т, а иногда до 20 т. Но таким громоздким автомобилям трудно проехать по узким улицам, в таких городах, как Токио или Осака, где в часы пик очень интенсивное уличное движение.
В связи с этим приходится ограничивать маршруты движения крупнотоннажних автомобилей в Токио и перегружать груз на автомобили малой грузоподъемности. Для этого на вводных городских магистралях устраивают перегрузочные станции, или, как их называют в Японии, «вокзалы для грузового автотранспорта». Разработанасхема размещения вблизи вводов внешних автомобильных дорог в Токио пяти комплексных коммерческих и транспортных распределительных центров или станций (см. рис.).
|
|
Рис. Распределительные и перевалочные грузовые станции, не допускающие проникновения на городские улицы крупнотоннажных автомобилей междугородных рейсов
1 - построенная и эксплуатируемая автомобильная эстакадная дорога; 2 — строящаяся автомобильная эстакадная дорога; 3 — проектируемые автомобильные эстакадные дороги; 4 — общегородской деловой центр; 5 — проектируемые новые деловые центры; 6 — проектируемые грузовые автомобильные станции.
Например, один из этих вокзалов для грузового автотранспорта Кейхин № 3 имеет площадь около 22,3 га состоит из десяти платформ длиной 136,5, шириной 20 (5 платформ) и 25 (остальные) и высотой 1,3 м над поверхностью проезжей части. Одновременно на них могут осуществлять разгрузку и погрузку 390 крупнотонажных автомобилей. Расчетный объем перерабатываемых грузов — 11 700 т в день.
Вокзал служит для перевалки грузов с крупнотоннажных автомобилей на автомобили малой грузоподъемности.
Как правило, на вокзал доставляют тарные грузы (консервы, парфюмерные изделия и электротовары и др.). Вокзал не имеет специальных складских помещений. Доставленные грузы размещают на платформах, где они могут находиться не более 24 ч.
Операции по перегрузке тарных грузов заключаются в том, что прибывшие крупнотоннажные автомобили междугородных рейсов выстраиваются с одной стороны платформы. Рабочие с максимальным применением погрузочно-разгрузочных механизмов выгружают грузы на платформы. С другой стороны платформы располагают малотонажные автомобили для развозки грузов по городу.
Важно правильное расположение грузовых станций.
При смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении основным перевозчиком является железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт осуществляет вывоз грузов со складов отправителей и подвоз грузов с железнодорожных станций получателям. Все технологические операции по погрузке и выгрузке грузов, перевозимых автомобилями и подвижным составом железнодорожного транспорта, выполняются силами и средствами железнодорожных станций.
Направления повышения эффективности смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок:
1) - согласованная во времени и по объему подача грузов и подвижного состава к перевалочным пунктам. Взаимодействие железнодорожного, водного и воздушного транспорта в городах, как правило, осуществляется посредством автомобильного транспорта. В связи с резким увеличением объема перевозок грузов в смешанном железнодорожном и автомобильном сообщении складские емкости оказались недостаточными для компенсирования непредусмотренных изменений в объемах грузов, подвозимых к товарным станциям. В результате этого в пунктах перевалки грузов с транспортных средств одного вида на другие резко увеличились как непроизводительные простои подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, так и сроки доставки грузов. Поэтому решающую роль в деле рационализации смешанных автомобильно-железнодорожных перевозок грузов должно сыграть совершенствование технологического взаимодействия этих видов транспорта на стыковых пунктах и прежде всего на товарных дворах железнодорожных станций. Для этого необходима согласованная во времени и по объему подача грузов и подвижного состава к перевалочным пунктам.
2) создание магистральных улиц преимущественно грузового движения. Необходимость ритмичных перевозок грузов требует работы грузового автотранспорта точно по графику, соблюдения определенных и постоянных в течение суток скоростей движения грузовых автомобилей. Такой режим движения грузовых автомобилей возможен только на автомобильных дорогах или магистральных улицах преимущественно грузового движения, а не при смешанном уличном движении транспортных средств разных видов. Для рациональной координации работы разных видов транспорта необходимы городские автомобильные грузовые дороги, изолированные от пешеходов и не испытывающие заторов движения в часы пик трудовых передвижений.
|
|
3) применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспортом крупных специализированных автохозяйств. Позволяет улучшить планирование перевозок и работы терминала, широко применять специализированный подвижной состав, оперативно реагировать на изменение ситуации и т.д. В настоящее время имеются сложности в организации централизованного завоза-вывоза грузов, так как разгосударствление автомобильного транспорта привело к разрушению крупных территориальных объединений и многих специализированных автотранспортных предприятий. Одновременно проходил процесс формирования новых предпринимательских автотранспортных подразделений малой мощности. Было бы, однако, ошибочным полагать, что малые авто транспортные предприятия эффективнее крупных и средних предприятий. По опыту стран с развитой рыночной экономикой, производительность автомобилей семейных предприятий и частных лиц в 18—20 раз ниже, чем автомобилей крупных и средних транспортных фирм.
4) контейнеризация и пакетизация перевозок.
5) создание объединенных предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающих доставку грузов «от двери до двери».
В последнее время заметно обострилась конкурентная борьба за перевозки между железнодорожным и автомобильным транспортом, причем более успешно эту борьбу пока что ведут автотранспортные хозяйства. Чтобы сохранить свои позиции, некоторые отделения дорог и железнодорожные станции пошли на крайние меры: грузовые автостанции и их филиалы на железнодорожных станциях стали закрываться.