Около 1403 — 1404 гг.)

Автор — духовное лицо, с классовых позиций дает оценку крестьянским выступлениям в чешской деревне. Верный защитник католической церкви и феодального государства, он рисует в послании страшные картины гибели общества, если народ последует за восставшими, которых он сравнивает с разбойниками. В документе ясно выражена мысль о необходимости повиновения народа своим духовным наставникам.

Дети любезные! Ныне пишется письмо сие! Запомните, что опасно оставаться стаду без сторожей и без пастыря, ибо оно легко может быть растащено дикими зверями... Так и народу опасно оставаться без сторожа и пастыря...

Действительно, при отсутствии старших подданные совершают много нарушений порядка... Таковы же, конечно, бывают и плохие подданные... Они часто вытаптывают посевы добродетели у других хороших подданных, внушая им неповиновение старшим. И они умеют удивительным образом ускользать от зоркости своих охотников, т. е. от исправительных мер своих старших наставников — [прелатов]; путем обманов и разных ухищрений они придают другой вид своим дурным поступкам и проделывают свои темные дела, прикрываясь какой-нибудь законной причиной.

Когда пастухи пасут свои стада на полях, приходят воры, разбойники и расхитители, которыми переполнена земля, и угоняют стадо вместе с пастухами. Они хуже волков, ибо, когда нападает волк, он хватает и утаскивает одного, много двух телят, не трогая пастухов. Эти же люди никого не щадят. Они, совсем наоборот, перековывают плуги на мечи и серпы на копья и стрелы, и из-за этого распадаются устои церкви и государство как бы погибает.

Там же, с. 607—608.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: