Б) Начало гуситских войн

(Из современной хроники)

Истории осталось неизвестным имя автора этой хроники. Судя по содержанию, он был верным католиком и выступал против таборитов. Приводимый отрывок содержит фактический материал, в этом и заключается его ценность.

...В воскресенье, 30 июля, некий Ян, бывший монах Цистерцианского ордена1, говорил проповедь в этот день в одном пражском храме и этой проповедью возбудил слушавший его народ к мятежному выступлению против городских советников и всех их ревностных сторонников... По окончании этой злосчастной проповеди, так часу в третьем, этот Ян устроил процессию к церкви св. Стефана, что в Новом Городе Праги, неся с собой в ковчеге тело Христово в сопровождении многочисленной толпы, вооруженной мечами и палками...2

_________________________________

1 Этот Ян известен в истории под именем Яна Желивского, так как монастырь, в котором он раньше был монахом, находился в городе Желиве. Цистерцианский орден, к которому принадлежал Ян Желивский, известен, в частности,своей колонизаторской деятельностью за Эльбой (с XII в.).

2 Момент вспышки восстания автор хроники замалчивает.

3 В XV в. термин «город Прага» был собирательным именем для обозначения трех самостоятельных городских общин (Старый Город, Новый Город и Малая сторона), в разное время возникших и пользовавшихся, каждая специальными правами и некоторыми вольностями.

Толпа осадила ратушу Нового Города, выломав двери, поднялась наверх в ратушу и выбросила из окон сверху на землю бургомистра Николая Подвинского с тремя советниками, судьей, тоже по имени Николай, и несколькими горожанами, причем некоторых из выброшенных предварительно рассекали мечами И пронзали копьями.

После того как это дьявольское и злосчастное избиение стало известно королю, последний пришел в сильное замешательство; что же касается города Праги, то не весь он был смущен этим событием вместе с королем. Ведь очень многие радовались этому печальному кровопролитию и ликовали от этого весьма дурного дела, в особенности городские советники Старого Города Праги, за исключением пятерых из них... Что же касается советников Малой стороны города Праги, то как будто все они без исключения, а также многие другие обитатели и окрестные жители всех трех городов3, и большая часть придворных короля и королевы явились соучастниками этого достойного проклятья человекоубийства, так как они и подавали советы и оказывали помощь убийцам.

По этой причине непосредственным исполнителям убийства было позволено остаться безнаказанными и гулять на свободе, в то время как, согласно требованиям правосудия, они за совершение этих злодеяний должны были без всякого промедления понести заслуженное суровое наказание. И наконец, народ в Новом Городе, опираясь на поддержку таборитов, самочинно выбрал в городской совет новых советников, или скабинов1, а во главе их поставил в качестве бургомистра некоего известного еретика из мирян, по имени Петр и по прозвищу Гус.

Хрестоматия..., 1950, т. II, с. 152—153.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: