Четыре статьи пражан

(Из «Гуситской хроники»)

Мы, бургомистры... консулы, и скабины, и вся община г. Праги, столицы королевства Богемского3, от своего имени и от имени всех других верных этого королевства постановляем и т. д. Да будет известно... что все верующие в королевстве Богемском стоят за нижеследующие четыре статьи и, с помощью божьей, предлагают стоять за них жизнью или смертью своей, насколько им это будет возможно.

__________________

1 Собственно, это заседатели городского суда; в данном случае, видимо, было соединение в одном лице двух должностей.

2 Это крестовый поход против Чехии. Сигизмунд пытался использовать Словакию и Силезию как плацдарм для нападения па восставшую Чехию.

3 Королевство Богемия — немецкое название Чешского королевства.

Статья первая. Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними по уставу свободно и беспрепятственно, согласно словам спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари...» Как сказано в писании: «...чтобы слово господне распространялось повсюду... Никому не должно запрещать говорить в церкви на разных языках».

Статья вторая. Чтобы таинство святой и божественной евхаристии свободно предоставлялось всем верным христианам, не отягченным никакими смертными прегрешениями, под обоими видами, т. е. хлеба и вина, согласно словам и установлениям самого спасителя...

Статья третья. Чтобы отняты были у духовенства светское обладание богатством и частная собственность на землю, которую оно захватило вопреки заветам Христа, в осуждение своего долга и к ущербу для самой светской власти, и чтобы само духовенство вернулось к евангельским правилам, к апостольской жизни, какую вел сам Христос со своими апостолами...

Статья четвертая. Чтобы все смертные грехи и особенно прегрешения против нравственности и все другие бесчинства, противные закону божию, в каком бы сословии они ни наблюдались, согласно правилам, разумно пресекались и искоренялись теми, кого это касается. Кто предается этому, тот достоин смерти, не только кто сам совершает, но и кто потворствует прегрешающим, ибо имеются в народе прелюбодеяния, чревоугодие, воровство, человекоубийство, ложь, клятвопреступления.., корысть, алчность, ростовщичество и другие им подобные пороки. Среди же духовенства имеются заблуждения симонии1; вымогательство денег за крещение, исповедь, таинство святой евхаристии, за святой елей, за венчание... за службы над покойником, за молитвы или молебны в торжественные или юбилейные дни, а также за все другое: за проповеди, за погребение и звон в колокола, за освящение церквей, алтарей и часовен... за куплю и продажу индульгенций и другие бесчисленные заблуждения, которые возникают из этого и оскверняют церковь Христову, и еще испорченные и дурные нравы, как-то:...гнев, вражда, ссоры, пустое празднословие, истязание и ограбление простого народа ради своего удовольствия, алчное вымогательство платы оброков и приношения и введения в обман простого народа бесчисленными лживыми обещаниями. Это все вместе и каждое в отдельности каждый... обязуется пресекать в самом себе и в других... А также мы будем всякому противостоящему злу сопротивляться и против каждого бороться, кто стал бы на нас за это нападать...

Там же, с. 96—101.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: