О военном деле у таборитов

Они располагались с находившимися при войске женщинами и детьми на поле, так как у них имелось множество повозок, которыми они имели возможность огородить себя и укрепить наподобие вала и стены. Когда они шли в бой, то выстраивали повозки в два ряда, между которыми помещали пехотинцев; конников же они ставили снаружи перед повозками, не на далеком расстоянии от них. Перед началом боя, по данному командиром сигналу, быстро окружали какую-либо намеченную часть неприятельского войска; после окружения повозки снова смыкались, и, таким образом, враги, стесненные и зажатые между повозками, не имея возможности получить от других своих отрядов помощь и защиту, либо падали под ударами мечей пехотинцев, либо их поражали пулями и пиками мужчины и женщины на повозках. Конники сражались перед повозками; если враги делали на них мощный натиск, они медленно отступали за свои повозки и оборонялись там, как в укрепленном стенами городе, и таким способом они выигрывали много битв и одерживали победу. Ведь соседние народы не знали этого способа ведения войны, а Чешская земля с ее обширными ровными полями по природе своей давала достаточно возможностей выстраивать рядами телеги и повозки, пускаться с ними врассыпную по полю и вновь соединять их.

Хрестоматия.... 1950, т. II, с. 163—164.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТАБОРИТОВ

В это время1 не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут все подати и налоги, никто никого не будет принуждать к чему-либо: ведь все одинаково будут братьями и сестрами.

Как в городе Таборе нет «моего» и «твоего», но все общее, так и всегда должно все быть общим для всех и никто не должен иметь отдельной собственности, а кто таковую имеет, повинен в смертном грехе.

Сообразно с этим они находят нужным учить, что не подобает впредь ни иметь короля, ни выбирать себе такового, но что теперь сам бог хочет быть королем над людьми и правление должно быть передано в руки народа; что всех господ, дворян и рыцарей следует ниспровергнуть и уничтожить, как неправильно растущие деревья в лесу; что должны быть уничтожены теперь подати, налоги и платежи вместе со всякой княжеской властью и светским владычеством; что должны быть отменены все княжеские, земские, городские и крестьянские права как выдумки людей, а не дело божие...

Там же, с. 158.

_________________________

1 Т. е. во время, «второго пришествия» Христа на Землю, в которое горячо верили наиболее религиозные мечтатели из таборитов.

ГЛАВА VIII

Османская империя

И борьба народов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: