В дополнение к установлению необходимых для получения ресурсов связей организации стараются влиять на окружающую среду. Существуют следующие способы влияния.
Смена сферы деятельности. Организация может искать новые формы отношений с окружающей средой и отбрасывать старые, может постараться найти сферу деятельности с низким уровнем конкуренции, с большим количеством поставщиков и потребителей и высокими входными барьерами для конкурентов.
Лоббизм. Организации ищут способы влияния на принятие правительством законов и регулирующих актов и платят лоббистам, которые доносят их мнения до членов федеральных и местных законодательных органов. Многие руководители считают, что они должны сами заниматься лоббированием.
Политическая деятельность может быть использована для создания барьеров для новых конкурентов или для предупреждения появления невыгодных законов. Организации также стараются способствовать назначению на государственные должности нужных людей.
Ассоциации, союзы. Оказывать влияние на деловую среду можно, объединяясь с организациями, которые имеют схожие интересы.
Значительная часть американских производственных компаний входит в состав Национальной ассоциации производителей, они являются членами других ассоциаций в своей более узкой, специфичной промышленной сфере. Объединив запасы ресурсов, эти организации могут привлекать людей для выполнения различных видов деятельности, таких, как оказание влияния на членов законодательных органов, на новые меры регулирования, разрабатывать кампании по связям с общественностью и вносить свой вклад в проведение подобных кампаний.
Незаконная деятельность. Определенные условия, например, такие, как незначительная прибыль, давление со стороны высшего руководства или недостаток ресурсов окружающей среды, иногда заставляют менеджеров совершать какие-то незаконные деяния. Примером могут служить уклонение от выплат, незаконное вмешательство в политику, получение и дача взяток, прослушивание телефонных разговоров. Наиболее часто совершение незаконных действий связано с преодолением трудностей, возникающих в результате недостатка ресурсов.
Выводы
1. Любая социально-экономическая организация — это открытая система, осуществляющая взаимодействие с внешней средой. Суть взаимодействия заключается в обмене.
2. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия, т.е. увеличивать поле возможностей, таящихся в окружающей среде, и предотвращать появление в ней угроз.
3. Из-за неоднородности деловой среды возникают определенные особенности и специфические факторы в обеспечении эффективного взаимодействия с различными ее компонентами (поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные органы).
4. Одной из важнейших проблем взаимодействия является получение ресурсов из окружающей среды. Организации могут использовать различные способы установления благоприятных взаимосвязей, которые способствуют обеспечению необходимыми ресурсами. Соглашения, совместные предприятия, введение переплетающегося управления и правильно распределенные права собственности обеспечивают создание механизмов, уменьшающих ресурсную зависимость организации от окружающей среды.
Конкретная ситуация
Магнитогорского комбината с деловой средой
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) является одним из наиболее устойчиво работающих предприятий отрасли. Он обеспечивает занятость более 55 тыс, работников самого комбината и не менее 60 тыс. работников предприятий-смежников, осуществляет своевременные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, которые составили в 1997 г. 1205,7 млрд руб. текущих и 279,2 млрд руб. отсроченных платежей. В 1997 г. комбинат увеличил производство проката на 10,2% при рентабельности 8%.
В то же время ММК оказался в очень сложном финансовом положении. Главной проблемой является дефицит оборотных средств, вызванный внешними факторами, в том числе состоянием и условиями взаимодействия с деловой средой. Комбинат испытывает на себе ценовой диктат поставщиков — прежде всего естественных монополий. Существуют проблемы с потребителями металлопродукции из-за отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Ситуацию обостряет жесткая конкуренция со стороны производителей из СНГ, и прежде всего из Украины, продающих металл по демпинговым ценам. Существуют также проблемы взаимодействия с муниципальными органами, связанные с отвлечением больших средств на финансирование социальных программ региона, вследствие градообразующего характера комбината.
Проблемы взаимодействия с государственными органами — прежде всего несовершенное налоговое законодательство и несоответствие между низкой долей денежного обращения в промышленности и требованиями государства и монополистов по высокой доле денежных средств в расчетах с ними.
По мнению руководства ММК, пассивное ожидание улучшения ситуации не могло привести к положительным результатам. На комбинате решили, что для сохранения позиций на рынке и обеспечения работой максимального количества работников необходимо совершенствовать и развивать производство. Для этого кроме проведения внутренних мероприятий (снижение издержек, техническое перевооружение производства, выпуск новых видов металлопродукции) руководство комбината стало уделять большое внимание совершенствованию форм и методов взаимодействия с деловой средой.
Так, в целях повышения эффективности сотрудничества с поставщиками и потребителями коммерческой службой ММК принято решение об изменениях s ценовой и сбытовой политике. Была разработана гибкая система ценообразования, включающая дополнительные скидки с учетом различных форм Расчетов. В случае приобретения металлопродукции за наличный и безналичный расчет стало возможным установление договорной цены в зависимости от вида продукции и суммы предоплаты. Для отдельных случаев проведения взаимозачетов также предусмотрены льготы.
Неуклонно проводится в жизнь стремление к надежному партнерству. Вследствие этого с ММК, несмотря на финансовые трудности, успешно сотрудничают крупнейшие зарубежные фирмы и ведущие отечественные предприятия. Так, по контракту с немецким партнером (фирма «Крупп Коперс») введена в действие первая очередь цеха очистки коксового газа. Существуют и другие примеры успешного сотрудничества.
Конкретная ситуация:
«Муромский машиностроительный завод»
ОАО «Муромский машиностроительный завод» («Муроммаш») расположено в г. Муроме Владимирской обл., в центре России, что обеспечивает организации благоприятное положение с точки зрения взаимодействия с поставщиками и потребителями.
Основными направлениями в деятельности являются производство и сбыт запорной арматуры (задвижек); бытовых холодильников марки «Ока»; запасных частей и узлов для дорожно-строительной техники, а также различных товаров народного потребления.
ОАО «Муроммаш» имеет отработанную схему взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих, с некоторыми имеются многолетние связи.
В сентябре 1997 г. положение ОАО «Муроммаш» оказалось крайне тяжелым.
Организация имела полугодовую задолженность по заработной плате, сверх
нормативные запасы готовой продукции, незавершенного производства, сы-.
рья и материалов; неплатежеспособный баланс. }
Доля постоянных затрат превысила 50%, часть продукции стала нерентабельной: значительная часть рынка холодильной техники была утеряна.
По мнению нового руководства и внешних консультантов, причины сложив-
шегося положения дел были как внутренние, так и внешние:
неэффективное взаимодействие с окружающей средой;
отсутствие рыночной стратегии;
зависимость от некоторых поставщиков и потребителей;
неудовлетворительная работа маркетинговой и финансовой служб; неэффективная система управления ассортиментом.
На предприятии не проводился анализ рынка и предпочтений клиентов, поиск новых покупателей и прогноз конкурентоспособной цены реализуемой продукции. Отдел маркетинга фактически выполнял только функцию сбыта, ему не предоставлялась свобода действий, необходимая для нормальной работы, его деятельность была малозначимой. Отсутствовала ориентация на клиента, плохо осуществлялось взаимодействие отдела маркетинга с другими службами.
Оказалась довольно тяжелой ситуация и с собственным литейным производством, которое при имеющейся технологии работы было убыточным. Очевидной была неготовность признать этот факт и решить проблему коренным образом, вплоть до закрытия собственного литейного производства и поиска новых поставщиков.
Новое руководство ОАО «Муроммаш» начало активно работать над улучшением ситуации: были определены первоочередные цели и мероприятия на год, основные риски и компенсирующие меры, созданы две новые службы и несколько временных целевых групп.
Задание 19
Исходя из анализа приведенной ситуации предложите свои варианты работ по улучшению ситуации на ОАО «Муроммаш» в части взаимодействия с деловой средой. Обоснуйте их.