Реализацию продукции можно рассматривать с двух точек зрения:
- Результат производственной и коммерческой деятельности предприятия, который предназначен на удовлетворение потребностей целевых рынков.
- Одна из составляющих оборотных средств.
Реализация продукция может выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения.
Рассмотрим методику анализа влияния частных факторов на величину реализации продукции с точки зрения результата деятельности предприятия в стоимостном выражении. Составим модель реализации продукции (используем метод детализации).
n
P = Σ V i C i + У 1, р. (10)
I=1
n – количество видов продукции выпускаемой реализации за анализируемом периоде
i – индекс вида продукции
Vi – объем реализации I-го вида продукции
Ci – цена I-го вида продукции
У – услуги.
По данному выражению рассмотрим базисное и отчетное значение реализованной продукции (P Ø и P 1)
n
P Ø = Σ V iØ C iØ + У Ø, р.
I=1
n
P 1 = Σ V i1 C i1 + У 1, р.
I=1
После этого приступаем к расчетам, связанным с анализом реализации продукции. Определяем абсолютное изменения отчетного значения реализованной продукции по сравнению с базисным:
|
|
ΔP = P 1 - P Ø
Используя метод цепных подстановок и индексный метод исследуем на какую величину изменилось отчетное значение реализованной продукции по сравнению с базисным значением под влиянием частных факторов, вошедших в выражение (10):
Под влиянием изменения частных факторов сумма реализации продукции по сравнению с базисным значением на величину:
- Под влиянием объема реализации продукции в натуральном выражении
n n
ΔP V = Σ V i1 C iØ - Σ V iØ C iØ, р.
I=1 I=1
- Под влиянием цен реализованной продукции.
n n
ΔP C = Σ V i1 C i1 - Σ V i1 C iØ, р.
I=1 I=1
- Под влиянием стоимости услуг
ΔP У = У 1 - У Ø, р.
Составим баланс отклонений:
ΔP = ΔP V + ΔP C + ΔP У, р.
Для более детального анализа целесообразно провести аналогичные расчеты по каждому виду реализуемой продукции.
Сумма реализованного I -го вида продукции.
P i = Vi Ci, р.
Рассчитываем отчетное Pi1 и базисное PiØ значения.
ΔPi = Pi1 + PiØ, р.
Устанавливаем, на какую величину изменилось отчетное значение реализованной продукции по сравнению с базисным под влиянием частных факторов.
Во-первых, объема реализации в натуральных единицах измерения.
ΔPiV = (Vi1 – ViØ) CiØ, р.
Во-вторых, изменения цены на I -ый вид продукции.
ΔPiC = Vi1 (Ci1 – CiØ), р.
ΔPi = ΔPiV + ΔPiC, р.
Для проверки правильности расчетов по всем видам продукции составляется баланс отклонений имеющий форму:
n
ΔP = Σ ΔPi + ΔPУ, р.
I=1
Реализацию продукции можно рассматривать одной из составляющей оборотных средств в этом случае сумму реализации продукции можно определить по формуле:
|
|
P = Т + ОН – ОК + У, р. (12).
Т – товарная продукция в рублях.
ОН, ОК – стоимость остатков нереализованной продукции, соответственно на начало и конец анализируемого периода.
Для анализа находятся отчетное и базисное значение.
ΔP = P1 - PØ, р.
Определим как изменилась отчетная сумма реализации по сравнению с базисным значением под влиянием частных факторов.
- Товарной продукции.
ΔPТ = Т1 – ТØ, р.
- Стоимости остатков нереализованной продукции на начало анализируемого периода.
ΔPОН = ОН1 – ОНØ, р.
- Стоимости остатков нереализованной продукции на конец анализируемого периода.
ΔPОК = - (ОК1 – ОКØ ) = ОКØ - ОК1, р.
- Стоимости услуг.
ΔPУ = У1 – УØ, р.
Для проверки составляется баланс отклонений.
ΔP = ΔPТ + ΔPОН + ΔPОК + ΔPУ
Для более детального анализа выражения (12) представляется в виде.
Pi = Тi + ОНi – ОКi, р.
Приведенное выражение может быть использовано для анализа реализации продукции по всем товарам реализуемым предприятием, формулы для расчета смотри выше.
Используя метод удлинения формулы каждое слагаемое в выражении (12) можно представить в виде математической формулы. Полученное выражение даст возможность углубить исследование изменения отчетной реализации продукции по сравнению с базисным значением.
n n n
P = Σ qi Ci + Σ VOHi Ci – Σ VOKi Ci + Уi, р. (13)
I=1 i=1 i=1
qi – объем производства продукции I -го вида за анализируемый период в натуральных единицах измерения.
VOHi, VOKi – объем нереализованной продукции в натуральных единицах измерения, соответственно на начало и конец периода.
Выражение (13) используется для количественной оценки изменения реализации продукции по сравнению с базисным значением под влиянием следующих частных факторов.
- Ассортимента товарной продукции (объема товарной продукции) в натуральном выражении.
n n
ΔPq = Σ qi1 CiØ - Σ qiØ CiØ, р.
I=1 i=1
- Цен на товарную продукцию.
n n
ΔPС = Σ qi1 Ci1 - Σ qi1 CiØ, р.
I=1 i=1
- Объемов нереализованной продукции на начало анализируемого периода
n n
ΔPVOH = Σ VOHi1 CiØ - Σ VOHiØ CiØ, р.
I=1 i=1
- Цен на продукцию в остатках на начало периода.
n n
ΔPС = Σ VOHi1 Ci1 - Σ VOHi1 CiØ, р.
I=1 i=1
- Объемов нереализованной продукции на конец анализируемого периода.
n n
ΔPVOK = Σ VOKi1 CiØ - Σ VOKiØ CiØ, рубли.
I=1 i=1
- Цен на продукцию в остатках на конец анализируемого периода.
n n
ΔPС = Σ VOKi1 Ci1 - Σ VOKi1 CiØ, р.
I=1 i=1
Для проверки составляем баланс отклонений.
ΔP = ΔPq + ΔPС + ΔPVOH + ΔPС + ΔPVOK + ΔPС, р.
Детализировать анализ можно если выражение (13) записать для одного I -го вида товара, продукции:
P = qi Ci + VOHi Ci – VOKi Ci, р.
Данное выражение дает возможность исследовать изменения реализации или реализованной продукции под влиянием всех частных факторов в выражении (13).
Расчеты по выше приведенной методике целесообразно выполнять с использованием табличных процессоров или других программ. В этих же таблицах группируются исходные данные.
Абсолютное отклонение отчетных значений от базисных | В том числе под влиянием изменений | Цена за единицу продукции | Гр11*гр3 | |
Объемов реализации, в рублях. | Гр10*гр4 | |||
Реализация продукции в рублях | Гр7-гр6 | |||
Структуры реализованной продукции | Гр9-гр8 | |||
Цен за единицу продукции в рублях | Гр5-гр4 | |||
Объемов производства в натуральных единицах измерения | Гр3-гр2 | |||
Структура реализованной продукции, в %. | Отчетное значение | Гр7/итог7* 100 | ||
Базисное значение | Гр6/итог6* 100 | |||
Реализованная продукция, в рублях | Отчетное значение | Графа3* графу5 | ||
Базисное значение | Графа2* графу4 | |||
Цена за единицу продукции, в рублях. | Отчетное значение | |||
Базисное значение | ||||
Объем реализации продукции, в натуральных единицах измерения. | Отчетное значение | |||
Базисное значение | ||||
Вид продукции |
Услуги в данной таблице записываются отдельной строкой.
|
|
Период, за который обобщаются исходные данные определяются задачами или целями исследования.
В графах 8 и 9 в итоге должно быть 100%.
Расчеты по данной форме таблицы целесообразно при помощи табличных процессоров.
Приведенная форма таблицы может быть видоизменена. Аналогичные таблицы могут составляться для обобщения результатов расчетов при анализе реализованной продукции с точки зрения составляющей оборотных средств. Название граф в этом случае могут быть изменены для любых целей.
В дальнейшем целесообразно исследовать уровень спроса на отдельные виды продукции со стороны потребителей. Для этого собирается информация по каждому потребителю продукции за анализируемый период, базисное и отчетное значение. Для этого используются данные договоров на поставку продукции, заявок на отгрузку продукции, счет-фактур оплаченных покупателями и данных аналитических счетов по каждому потребителю. С целью упрощения анализа допустимо проводить группировки потребителей по различным признакам:
- По уровню потребления продукции.
- По географическому положению.
- В зависимости от мест приобретения товаров (оптовые покупатели и розничные покупатели).
- И другие виды группировок.
Данные по потребителям группируются в таблице.
При анализе объемов спроса особо необходимо выделить потребителей, которые в течение анализируемого периода снизили объемы потребления, не выполнили договорных обязательств по приобретению продукции. И установить причины произошедших негативных явлений.
Причинами могут быть:
- Неплатежеспособность покупателя.
- Низкое качество выпускаемой продукции, что привило к негативному отношению покупателей к товару.
- Появление на рынке конкурентов, предлагающих или более дешевый, или более качественный товар.
|
|