double arrow

Анализ влияния факторов на реализацию продукции в стоимостном и натуральном измерении

Реализацию продукции можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Результат производственной и коммерческой деятельности предприятия, который предназначен на удовлетворение потребностей целевых рынков.
  • Одна из составляющих оборотных средств.

Реализация продукция может выражаться в натуральных и стоимостных единицах измерения.

Рассмотрим методику анализа влияния частных факторов на величину реализации продукции с точки зрения результата деятельности предприятия в стоимостном выражении. Составим модель реализации продукции (используем метод детализации).

n

P = Σ V i C i + У 1, р. (10)

I=1
n – количество видов продукции выпускаемой реализации за анализируемом периоде
i – индекс вида продукции

Vi – объем реализации I-го вида продукции

Ci – цена I-го вида продукции

У – услуги.

По данному выражению рассмотрим базисное и отчетное значение реализованной продукции (P Ø и P 1)


n

P Ø = Σ V iØ C iØ + У Ø, р.

I=1

n

P 1 = Σ V i1 C i1 + У 1, р.

I=1

После этого приступаем к расчетам, связанным с анализом реализации продукции. Определяем абсолютное изменения отчетного значения реализованной продукции по сравнению с базисным:

ΔP = P 1 - P Ø

Используя метод цепных подстановок и индексный метод исследуем на какую величину изменилось отчетное значение реализованной продукции по сравнению с базисным значением под влиянием частных факторов, вошедших в выражение (10):

Под влиянием изменения частных факторов сумма реализации продукции по сравнению с базисным значением на величину:

  • Под влиянием объема реализации продукции в натуральном выражении

n n

ΔP V = Σ V i1 C iØ - Σ V iØ C iØ, р.

I=1 I=1

  • Под влиянием цен реализованной продукции.

n n

ΔP C = Σ V i1 C i1 - Σ V i1 C iØ, р.

I=1 I=1

  • Под влиянием стоимости услуг

ΔP У = У 1 - У Ø, р.

Составим баланс отклонений:

ΔP = ΔP V + ΔP C + ΔP У, р.

Для более детального анализа целесообразно провести аналогичные расчеты по каждому виду реализуемой продукции.

Сумма реализованного I -го вида продукции.

P i = Vi Ci, р.

Рассчитываем отчетное P­i1 и базисное PiØ значения.

ΔPi = P­i1 + P, р.

Устанавливаем, на какую величину изменилось отчетное значение реализованной продукции по сравнению с базисным под влиянием частных факторов.

Во-первых, объема реализации в натуральных единицах измерения.

ΔPiV = (Vi1 – ViØ) CiØ, р.

Во-вторых, изменения цены на I -ый вид продукции.

ΔPiC = Vi1 (Ci1 – C), р.

ΔPi = ΔPiV + ΔPiC, р.

Для проверки правильности расчетов по всем видам продукции составляется баланс отклонений имеющий форму:

n

ΔP = Σ ΔPi + ΔPУ, р.

I=1

Реализацию продукции можно рассматривать одной из составляющей оборотных средств в этом случае сумму реализации продукции можно определить по формуле:

P = Т + ОН – ОК + У, р. (12).

Т – товарная продукция в рублях.

ОН, ОК – стоимость остатков нереализованной продукции, соответственно на начало и конец анализируемого периода.

Для анализа находятся отчетное и базисное значение.

ΔP = P1 - PØ, р.

Определим как изменилась отчетная сумма реализации по сравнению с базисным значением под влиянием частных факторов.

  • Товарной продукции.

ΔPТ = Т1 – ТØ, р.

  • Стоимости остатков нереализованной продукции на начало анализируемого периода.

ΔPОН = ОН1 – ОНØ, р.

  • Стоимости остатков нереализованной продукции на конец анализируемого периода.

ΔPОК = - (ОК1 – ОКØ ) = ОКØ - ОК1, р.

  • Стоимости услуг.

ΔPУ = У1 – УØ, р.

Для проверки составляется баланс отклонений.

ΔP = ΔPТ + ΔPОН + ΔPОК + ΔPУ

Для более детального анализа выражения (12) представляется в виде.

Pi = Тi + ОНi – ОКi, р.

Приведенное выражение может быть использовано для анализа реализации продукции по всем товарам реализуемым предприятием, формулы для расчета смотри выше.

Используя метод удлинения формулы каждое слагаемое в выражении (12) можно представить в виде математической формулы. Полученное выражение даст возможность углубить исследование изменения отчетной реализации продукции по сравнению с базисным значением.

n n n

P = Σ qi Ci + Σ VOHi Ci – Σ VOKi Ci + Уi, р. (13)

I=1 i=1 i=1

qi – объем производства продукции I -го вида за анализируемый период в натуральных единицах измерения.

VOHi, VOKi – объем нереализованной продукции в натуральных единицах измерения, соответственно на начало и конец периода.

Выражение (13) используется для количественной оценки изменения реализации продукции по сравнению с базисным значением под влиянием следующих частных факторов.

  • Ассортимента товарной продукции (объема товарной продукции) в натуральном выражении.

n n

ΔPq = Σ qi1 CiØ - Σ qiØ CiØ, р.

I=1 i=1

  • Цен на товарную продукцию.

n n

ΔPС = Σ qi1 Ci1 - Σ qi1 CiØ, р.

I=1 i=1

  • Объемов нереализованной продукции на начало анализируемого периода

n n

ΔPVOH = Σ VOHi1 CiØ - Σ VOHiØ CiØ, р.

I=1 i=1

  • Цен на продукцию в остатках на начало периода.

n n

ΔPС = Σ VOHi1 Ci1 - Σ VOHi1 CiØ, р.

I=1 i=1

  • Объемов нереализованной продукции на конец анализируемого периода.

n n

ΔPVOK = Σ VOKi1 CiØ - Σ VOKiØ CiØ, рубли.

I=1 i=1

  • Цен на продукцию в остатках на конец анализируемого периода.

n n

ΔPС = Σ VOKi1 Ci1 - Σ VOKi1 CiØ, р.

I=1 i=1

Для проверки составляем баланс отклонений.

ΔP = ΔPq + ΔPС + ΔPVOH + ΔPС + ΔPVOK + ΔPС, р.

Детализировать анализ можно если выражение (13) записать для одного I -го вида товара, продукции:

P = qi Ci + VOHi Ci – VOKi Ci, р.

Данное выражение дает возможность исследовать изменения реализации или реализованной продукции под влиянием всех частных факторов в выражении (13).

Расчеты по выше приведенной методике целесообразно выполнять с использованием табличных процессоров или других программ. В этих же таблицах группируются исходные данные.

Абсолютное отклонение отчетных значений от базисных В том числе под влиянием изменений Цена за единицу продукции   Гр11*гр3
Объемов реализации, в рублях.   Гр10*гр4
Реализация продукции в рублях   Гр7-гр6
Структуры реализованной продукции   Гр9-гр8
Цен за единицу продукции в рублях   Гр5-гр4
Объемов производства в натуральных единицах измерения   Гр3-гр2
Структура реализованной продукции, в %. Отчетное значение   Гр7/итог7* 100
Базисное значение   Гр6/итог6* 100
Реализованная продукция, в рублях Отчетное значение   Графа3* графу5
Базисное значение   Графа2* графу4
Цена за единицу продукции, в рублях. Отчетное значение    
Базисное значение    
Объем реализации продукции, в натуральных единицах измерения. Отчетное значение    
Базисное значение    
Вид продукции    

Услуги в данной таблице записываются отдельной строкой.

Период, за который обобщаются исходные данные определяются задачами или целями исследования.

В графах 8 и 9 в итоге должно быть 100%.

Расчеты по данной форме таблицы целесообразно при помощи табличных процессоров.

Приведенная форма таблицы может быть видоизменена. Аналогичные таблицы могут составляться для обобщения результатов расчетов при анализе реализованной продукции с точки зрения составляющей оборотных средств. Название граф в этом случае могут быть изменены для любых целей.

В дальнейшем целесообразно исследовать уровень спроса на отдельные виды продукции со стороны потребителей. Для этого собирается информация по каждому потребителю продукции за анализируемый период, базисное и отчетное значение. Для этого используются данные договоров на поставку продукции, заявок на отгрузку продукции, счет-фактур оплаченных покупателями и данных аналитических счетов по каждому потребителю. С целью упрощения анализа допустимо проводить группировки потребителей по различным признакам:

  • По уровню потребления продукции.
  • По географическому положению.
  • В зависимости от мест приобретения товаров (оптовые покупатели и розничные покупатели).
  • И другие виды группировок.

Данные по потребителям группируются в таблице.

При анализе объемов спроса особо необходимо выделить потребителей, которые в течение анализируемого периода снизили объемы потребления, не выполнили договорных обязательств по приобретению продукции. И установить причины произошедших негативных явлений.

Причинами могут быть:

  • Неплатежеспособность покупателя.
  • Низкое качество выпускаемой продукции, что привило к негативному отношению покупателей к товару.
  • Появление на рынке конкурентов, предлагающих или более дешевый, или более качественный товар.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: