double arrow

Концепция пассионарности Л.Н. Гумилева

Особое место среди культурологических трудов второй половины ХХ столетия занимают работы историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева (1912-1992), являющиеся ярким примером оплодотворения культурологии данными физической географии, биологии (теории мутаций) и новыми знаниями о космосе, и,посвященные выявлению связей между биосферой Земли и возникновением этносов народов. В официальной науке его многочисленные труды – «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «От Руси к России» (1992), «Этносфера. История людей и история природы» (1993) и многие другие – сознательно и долго замалчивались, а их автор представлялся как ученый-фантазер.

Л.Н. Гумилев является автором глубоко новаторских исследований по истории и культуре кочевников Средней и Центральной Азии за период с III в. до н.э. по XV в. н. э., исторической географии, создателем теории этногенеза и других. Начало формирования теории этногенеза относится к довоенному периоду творчества ученого и связано с идеей пассионарности, понимаемой как феномен энергоизбыточности, которая, по словам самого Л.Н. Гумилева, «в марте 1939 г. проникла в мозг… как удар молнии».

Несколько упрощая оригинальную культурологическую теорию Л.Н. Гумилева, обогащенную множеством новых терминов и понятий, можно свести к следующему: история человечества есть история антропосферы, т.е. позднейшего и высоко организованного слоя биосферы. Главным действующим лицом «человеческой оболочки» Земли выступает «этнос» общность людей, связанная не столько генетически, сколько взаимным тяготением, «комплиментарностью», чувством «мы» и «они», общей культурой, обусловленной, в первую очередь, общей историей и общим «кормящим» ландшафтом той территории, на которой эта общность зародилась и развивалась. Этнос, объединяющий несколько близких по духу и культуре народов, образует «суперэтнос»; остальные, входящие в него народы, народности и племена, могут рассматриваться как «субэтносы».

Опираясь на выводы В.И. Вернадского о биохимической энергии живого вещества биосферы, Л.Н. Гумилев рассматривает этносы как природные явления и доказывает, что неравномерность распределения этой энергии создает определенный эффект в виде свойств характера людей, который он называет пассионарностью. Л.Н. Гумилев определяет пассионарность как «характерологическую доминанту», как осознанное или неосознанное непреодолимое внутреннее стремление индивида к деятельности, направленной на осуществление какой-либо, пусть даже иллюзорной, цели, которая представляется «пассионарной особи» зачастую ценнее не только собственной жизни, но и жизни и счастья своих соплеменников и современников. Новые этносы, по мысли Л.Н. Гумилева, возникают как следствие взаимодействия разных этносов на границах ландшафтных территорий, в результате чего возникает не только интенсивная метисизация людей, но и сочетание различных культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций. Этногенез, или процесс становления новых народов, – это явление природное, в то время как процесс пассионарного подъема, во время которого этносы создают свой особый тип культуры, является творением разума и рук человека. Для всех пассионариев, по мнению ученого, характерно посвящение себя той или иной железной цели. Любая культура не только формирует новый, своеобразный тип мышления и стереотип поведения, но обязательно генетически связана с прежними культурными традициями и исходными элементами. Каждый этнос за время своего существования (приблизительно 1200 – 1500 лет) проходит стадии зарождения, подъема, надлома, инерционности и разложения, в ходе которых создает и развивает свою культурную традицию, а затем в нем возникают новые пассионарии, которые возвещают о становлении нового этноса. Причиной возникновения нового жизнеспособного этноса (обычно на базе умирающих этнических единств) становится так называемый пассионарный толчок, когда в той или иной географической точке появляются большие группы сверхактивных людей – так называемых пассионариев, устремляющихся на новые человеческие подвиги и творящие историю и культуру. Их внезапная активность объясняется притоком в их организм особого вида энергии – энергии живого вещества, образующего биосферу и антропосферу. Эти люди переживают естественную психобиологическую мутацию, вызванную, по наиболее вероятной гипотезе, какими-то излучениями из космоса.

После пассионарного толчка наступает фаза подъема –стабильного роста пассионарного напряжения, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и способных для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающих свои интересы, часто за счет соседей.

Затем наступает акматическая фаза –максимального пассионарного напряжения этноса, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, при котором избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет и являющаяся периодом гражданских войн и культурных потерь, – одна из самых тяжелых в жизни этноса. В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе. Наступает фаза надлома – раскола этнического поля, кризисная фаза, продолжающаяся 200 лет.

После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это говорит о том, что этнос переходит в следующую – инерционную – фазу. Для нее характерно некоторое повышение, а затем плановое снижение уровня пассионарного напряжения. Происходит укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» – законопослушного, работоспособного человека. Культура и порядок в этот период столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения неуклонно снижается, что влечет за собой неизбежный упадок, скрытый в начале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

Наступает фаза обскурации – снижения пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического, старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение опускается до отрицательных величин, что, в свою очередь, делает невозможным любую конструктивную деятельность. Этнос продолжает существовать за счет прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей. Данная фаза предшествует гибели этнической системы или переходу в состояние гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

Иногда возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала обитания этноса пассионарности. Но в любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза – перехода к этническому гомеостазу. В этой фазе этническая система уже полностью теряет свою пассионарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков продолжает жить в фольклоре и легендах.

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет постепенный, плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни. В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только он не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. В таком состоянии живут аборигены Австралии, народы Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь новым пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. В полном объеме свою теорию ученый применяет к объяснению этнических ритмов Евразии, поскольку является последователем историософии евразийцев, и к исторической интерпретации русского суперэтноса и его культуры.

Таким образом, Л.Н. Гумилев вслед за В.И. Вернадским приходит к выводу, что культурно-исторический процесс обусловлен не только особой «духовной» природой человека, но и в не меньшей степени зависит от все еще недостаточно познанных сил нашей Земли и космического пространства.

Концепция пассионарности, выдвинутая Л.Н. Гумилевым, позволяет понять и объяснить существование на земле разнообразных этносов, поскольку народы, находящиеся на разных стадиях пассионарности, обладают различным энергетическим потенциалом. Данная концепция дает возможность соединить воедино космические, геологические, гелиологические и социокультурные процессы, понять процессы возникновения и развития народов в направлении, которое обеспечивает существование и адаптацию к среде обитания, затрачивая при этом минимум биохимической энергии.

Русские историко-философские традиции анализа культурного процесса, сложившиеся на протяжении многих десятилетий изучения этого сложного явления жизни, дали возможность культурологам последующих поколений создать эффективные теории совершенствования социокультурных процессов в современных обществах и государствах, а также сформировать ряд принципиально новых подходов к разработке прогнозов о будущем развитии человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: