Глава 4. Современные представления о культуре

Современные представления о культуре во многом продолжают и развивают идеи и концепции, выдвинутые ранее. Но существуют и проблемы остросовременные, которые либо вызваны именно настоящим состоянием культуры, либо стали особо актуальными в сложившемся культурно-историческом контексте.

Особенностью нашего времени стало и осознание множественностипонимания культуры, моделей ее толкования и объяснений.Этот плюрализм в теории поддерживается наблюдаемым оживлением диалога культур, взаимодействием разных культурных моделей, что окончательно разрушило идею прежнего европоцентризма в культуре, когда ее европейская модель рассматривалась как универсальная и абсолютная.

Другой особенностью нашего времени становится постоянно возрастающий динамизмкультурных процессов. Не только обмен между разными культурами, но и обмен между различными культурными группами внутри одного общества делают существующую сегодня культурную картину весьма подвижной и сложной. Различные субкультуры, представляющие собой культуры определенных групп или общностей людей, объединенных по какому-либо признаку (социальному, политическому, религиозному, возрастному, профессиональному) активно взаимодействуют не только между собой, но и ассимилируются в общую культуру. Так, например, рэп (музыка аутсайдеров негритянского общества) и хеви-металл (музыка белых низов американского общества) прочно заняли свое место в современной рок-культуре.

Получает признание в культуре современного общества и такое течение, как феминизм, основой которого является отказ от признания исключительности мужской парадигмы культуры. Теоретики феминизма именно в женском типе мировосприятия и отношения к культуре видят то новое творческое начало, которое способно взорвать привычный мир рациональной, догматизированной, авторитарной мужской культуры, основанной на подавлении природного, эмоционального начала.

Усложнение социализации в современном динамичном обществе и трудность «нахождения себя» в эклектичной культурной действительности приводят к состояниям психологической неустойчивости и повышают интерес к различного рода психологическим идеям и концепциям. По-прежнему одно из первых мест принадлежит фрейдизму, в терминах которого истолковывается не только социальное поведение, но и понимание культуры и искусства. Его влияние проявляется в социальной психологии, культурной антропологии, литературной и художественной критике, а также в теории и практике таких художественных течений, как сюрреализм и постмодернизм, и в практике создания произведений массовой культуры.

Еще одной серьезной проблемой современности становится нарастание дисгармонии между разными уровнями и разными составляющими культуры. Так, в культуре любого современного общества становится все более очевидным расхождение между ее материальной и духовной сторонами. В культуре отдельного человека также нарастает разлад между двумя составляющими его духовной культуры – рационально-интеллектуальной и художественно-гуманитарной, или чувственно-эстетической. С одной стороны, это приводит к одностороннему интеллектуализму, когда абсолютизируется знание и за ценностью научной информации теряется представление о том, что самая большая ценность – это сам человек. С другой стороны, усиливаются иррациональные мотивы и склонности, растет интерес к мистике, гаданиям, гороскопам.

Современный образ жизни порождается также противоречием между своеобразным голодом по новым ощущениям и притупленностью ощущений из-за невозможности адаптации наших, в частности психологических, механизмов к быстро сменяющим друг друга раздражителям. Растет разрыв между личным самоощущением индивида и объективным потоком культурного творчества, которое в форме массовой культуры становится обезличенным.Обезличенность человека превращается в серьезную культурную проблему в условиях, когда культурное творчество, необходимое для развития общества, оказывается, с одной стороны, невозможно, а с другой – невостребовано.

Еще в 1974 году в рамках Римского клубаМ. Месарович и Э. Пестель разрабатывают доклад «Человечество у поворотного пункта», в котором указывается на необходимость качественного роста в развитии человеческой цивилизации. Мир есть не просто взаимообуславливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его культура представляют собой единый организм, каждый элемент которого обладает своей качественной спецификой. Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но и подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: