Л. Гумилев: старт этногенеза. Пассионарность

Рассмотрение этнокинетики как особой фазы трансформации этноса совпадает с тем, что в теории Гумилева называется собственно «этногенезом». То, что этносоциология понимает под «этносом», Гумилев называет гомеостазом, то есть сбалансированным и неизменным существованием этноса в гармонии с окружающей средой при отсутствии каких бы то ни было социальных изменений. Гомеостаз – это этностатика и этнодинамика. А вот этнокинетика относится к фазе, которую Гумилев называет началом «этногенеза» или «пассионарным толчком». То, что Гумилев называет «этногенезом», в нашей терминологии следует определить как «лаогенез», то есть «происхождение народа (лаоса)» из этноса.

Этнос начинает «двигаться», изменяться в своих качественных пропорциях. Именно это Гумилев и описывает в своей «теории пассионарности».

Пассионарность и этнокинетика

С социологической точки зрения пассионарность описывает особое состояние параллельной социальности, свойственной тайному мужскому союзу внутри этноса. Смысл пассионарности у Гумилева в ее энергетическом превосходстве над обычными экзистенциальными энергиями сбалансированного гомеостатического этноса. Но эти «энергии» могут быть объяснены через вскрытие замкнутой структуры этноцентрума и освобождении гигантского потенциала неравновесности, выходящего на поверхность при таком вскрытии.

Пассионарий проявляет себя только и исключительно в войне и в воле к власти. Пассионарий разрушает этноцентрум, корежит этнос, способствует его необратимым трансформациям. Начинает он эту работу «для защиты этноса» от злой смерти, но на каком-то этапе сам становится воплощением «злой смерти», того «нового», на борьбу с которым брошена вся работа этноса.

Пассионарный толчок есть момент фатального расщепления этноцентрума. Пассионарий приводит этнос в движение (этнокинетика) и сам воплощает в себе это движение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: