Д.С. Лихачев как хранитель традиций отечественной культурологической мысли

Еще одним патриархом и продолжателем дореволюционных традиций в отечественной культурологии является филолог, историк русской культуры, общественный деятель, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Будучи поборником культурного единства человечества, он выдвигает идею создания своеобразного Интернационала интеллигенции, формулируя «девять заповедей гуманизма», которые во многом перекликаются с десятью заповедями христианства. В этих заповедях он призывает культурную элиту:

· не прибегать к убийству и не начинать войн;

· не считать свой народ врагом других народов;

· не красть и не присваивать себе плодов труда своего ближнего;

· стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения;

· уважать идеи и чувства других людей;

· уважать своих родителей и предков, сохранять и уважать их культурное наследие;

· бережно относиться к Природе как к своей матери и помощнице;

· стремиться к тому, чтобы твой труд и идеи были плодом свободного человека, а не раба;

· преклоняться перед жизнью во всех ее проявлениях и стремиться осуществить все воображаемое;

· быть всегда свободным, ибо люди рождаются таковыми;

· не создавать себе кумиров, вождей и судей, ибо наказание за это будет ужасным.

Как культуролог Д.С. Лихачев выступает последовательным противником всякого рода культурной исключительности и культурного изоляционизма, продолжая линию примирения традиций славянофильства и западничества, восходящую к Ф.М. Достоевскому и Н.А. Бердяеву, поборником культурного единства человечества при безусловном сохранении всех национальных своеобразий. Оригинальным вкладом ученого в развитие культурологической мысли является сформулированная им под влиянием В.И. Вернадского идея «гомосферы», т.е. человеческой сферы Земли, а также разработка основ новой научной дисциплины – экологии культуры. Культура понимается Д.С. Лихачевым в очень широком смысле: это и литература, и архитектура, и музыкальное наследие, и фольклор, а также нравственное наследие.

В области русской культуры он выдвигает смелую и потому часто оспариваемую гипотезу о русском предвозрождении, находя объяснение «возврату к своей античности» и зарождению «второго монументализма» XVI века. Сила творческого метода ученого – в умении охватить и отразить «дух эпохи» во всех его проявлениях. Блестящим примером такого охвата является монография «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962). Здесь можно найти рассуждения о развитии русского Просвещения на Руси на рубеже XIV-XV веков, о русско-византийских связях, о литературе и изобразительном искусстве, о новых чертах, нравах и быте той эпохи. Все эти темы тесно сопряжены друг с другом и в целом создают рельефную характеристику переломного периода в истории русской духовной культуры.

Диапазон его интересов огромен. Он включает исследования русской литературы от ее возникновения до наших дней и проблемы искусствознания. Широко известны и его многочисленные работы по древнерусскому искусству, в частности, написанная на материале европейских культур средневековья и нового времени «Поэтика садов» (1982), в которой предпринята попытка увидеть в садах и парках не просто источник красоты, но и специфические художественные тексты, отражающие общественное сознание, философские взгляды, имеющие свою эволюцию в эпохи средневековья, Возрождения, барокко, классицизма, романтизма. Отсюда возникает мысль об отношении к садам и паркам как к памятникам национальной культуры, а проблема в целом приобретает нравственное значение как часть проблемы взаимоотношения человека и природы.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте концепцию культуры П.Я. Чаадаева. Что он называет истинной культурой?

2. В чем видит А.С. Хомяков причину существующих различий между западноевропейской и русской культурами?

3. Как, по мнению И.В. Киреевского, повлияло язычество и христианство на состояние европейской культуры?

4. Чем, согласно А.И. Герцену, отличаются русская и европейская культуры?

5. Сформулируйте главную идею теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского? Каковы критерии типпологии культур?

6. Какие типы культур вычленяет Н.Я. Данилевский? Что такое «уединенные» и «преемственные» цивилизации? Как он понимает «преемственность»?

7. Каковы общие законы движения и развития культурно-исторических типов?

8. Почему Н.Я. Данилевский особо выделяет славянский культурно-исторический тип? В чем выражается его византизм?

9. Какие «три силы» культурного развития выделил В.С. Соловьев? Охарактеризуйте каждую из них.

10. Что общего между концепцией культуры В.С. Соловьева и концепцией «осевого времени» К. Ясперса?

11. Сравните работу К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» и работу В.С. Соловьева «Византизм и Россия». Что их объединяет и что различает?

12. Охарактеризуйте культурологические идеи в русской литературе XIX века.

13. Как оценивает развитие и состояние русской культуры Г.В. Плеханов?

14. Сформулируйте основные положения концепции культуры Н.А. Бердяева. В чем заключается ее отличие от концепции О. Шпенглера?

15. Какие элементы выделяет в культуре Н А. Бердяев?

16. Как понимает творчество Н.А. Бердяев?

17. Сравните идеи цивилизации в концепциях Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби.

18. Сравните работу Н.А. Бердяева «Русская идея» и работу Г.П. Федотова «Россия и свобода». Что их объединяет и что отличает?

19. Назовите основные принципы концепции культуры Г.П. Федотова.

20. В чем видит специфику русской культуры Г.П. Федотов?

21. Как соотносятся культура и цивилизация в концепции Г.П. Федотова? Сравните его точку зрения с позицией Н.А. Бердяева.

22. Что понимает Л.П. Карсавин под «симфонической личностью»? Как она связана с культурой?

23. Перечислите типы «симфонической личности».

24. Каковы критерии типологии культур евразийцев?

25. Как понималось влияние азиатских культур евразийцами?

26. Каково понимание идеократии и ее роли в культуре евразийцами?

27. Каково понимание П.Н. Милюковым эволюции культур? Перечислите основные принципы его концепции культуры.

28. Каково содержание понятия «месторазвитие»?

29. Как понимается символ в русском символизме?

30. В чем заключается дионисийский символизм Вяч. Иванова?

31. В чем суть плюро-дуо-монизма А. Белого?

32. Как связывает культ и культуру П.А. Флоренский?

33. В чем состоит эсхатологизм концепций культуры русских философов?

34. Что представляет собой процесс культурно-исторического развития России с точки зрения И.А. Ильина?

35. А.Ф. Лосев об античности как истоке европейской культуры.

36. Что такое «ноосфера»? Почему возникает ноосферная культура?

37. Сравните концепции культуры К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского. В чем специфика каждой из них?

38. Что такое «пассионарность»? Кого Л.Н. Гумилев называет «пассионарными личностями»?

39. Согласны ли Вы с теорией этногенеза? Ответ аргументируйте.

40. Каковы, согласно Ю. М. Лотману, задачи типологии культуры?

41. Каково семиотическое измерение культуры?

42. Как понимает диалог М. М. Бахтин?

43. Культурологические идеи в творчестве Д. С. Лихачева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: