В существующих дошкольных учреждениях для аномальных детей разных категорий ведущая роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит учителю-дефектологу. На эту должность в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей назначаются лица с высшим дефектологическим образованием, имеющие специальность сурдопедагога. Специалистов этого профиля обычно готовят для работы и в специальных школах, и в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха. Но многие из них охотнее работают в школах.
Некоторые сурдопедагоги не сразу начинали трудиться в детских садах, а лишь пройдя путь школьного учителя. Это создавало для них определенные трудности при переключении на другой возраст детей, на иное содержание педагогической деятельности.
Основной контингент ныне работающих сурдопедагогов с дошкольниками составляют те, кто изначально связал свою судьбу с маленькими неслышащими детьми: одни — после дефектологического факультета, другие — после работы воспитателем.
|
|
В последние годы на дефектологических факультетах стали создаваться дошкольные отделения, где ведется подготовка специалистов широкого профиля. Выпускники по выбору могут работать с аномальными детьми любой категории, в том числе и в дошкольных учреждениях для глухих или слабослышащих детей.
В каждой возрастной группе для детей с нарушением слуха, независимо от ее нормативной наполняемости (которая определяется положением и имеет тенденцию к уменьшению), предусматривается одна ставка учителя-дефектолога. Вместе с ним оздоровительную, воспитательно-образовательную и коррекционную работу с детьми осуществляют два-три воспитателя, музыкальный руководитель (один на четыре группы детей), а также помощники воспитателя, няни. При этом главная роль в воспитании аномального ребенка остается за его семьей, что обязывает весь педагогический коллектив, закрепленный за каждой группой детей, работать в тесном контакте с семьями воспитанников. Кроме этого, устанавливаются деловые связи с теми школьными коллективами учителей, которым предстоит продолжать воспитание выпускников детского сада. Таким образом, круг лиц, с которыми общается учитель-дефектолог, организующий воспитательно-образовательный процесс в своей группе, оказывается достаточно широким. В него необходимо включить также работников сурдологических кабинетов, курирующих данное дошкольное учреждение.
Учитель-дефектолог и его помощники-воспитатели обычно работают с одной и той же группой дошкольников на протяжении нескольких лет (оптимально четырех-пяти лет) и составляют стабильный педагогический коллектив, в котором устанавливаются определенные взаимоотношения, традиции, возникают общие интересы, нередко формируется единый стиль работы. Что немаловажно, за годы работы накапливаются специальная литература, различные пособия, дидактические материалы.
|
|
Небольшому педагогическому коллективу, включающему не менее трех человек, приходится решать общие задачи специального дошкольного воспитания доверенных ему глухих или слабослышащих детей. Такими общими задачами являются: уточнение диагноза детей в процессе их организованного и направленного воспитания; обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в соответствии с их возрастом; коррекция отклонений в развитии и предотвращение последующих нарушений; подготовка к дальнейшему школьному обучению.
Осознание значимости всех указанных задач и направление усилий на их комплексное решение требует от учителя-дефектолога высокой профессиональной подготовки и постоянной работы над собой.
У каждого из работников при дошкольной группе имеется свой круг обязанностей, соответствующая педагогическая нагрузка, однако его работа немыслима и малоэффективна вне связи с другими членами коллектива. Учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и весь обслуживающий персонал имеют различные графики работы, которые составляются исходя из конкретных обязанностей каждого, а также с учетом режима дня детей определенного возраста, сетки занятий (учебного плана), недельного расписания занятий в группе, конкретных условий работы того или иного дошкольного учреждения, его статуса.
Вклад каждого работника в общее дело определяется интересами и потребностями детей, задачами специального дошкольного учреждения, а оценивается реальными достижениями в их общем развитии, в создании оптимальных условий их существования, качеством ухода за ними, состоянием здоровья.
Многоплановая деятельность учителя-дефектолога состоит из нескольких звеньев, которые соотносятся с различными направлениями его специфической работы.
Центральное звено в деятельности учителя-дефектолога — ежедневная, четко спланированная, подлежащая систематическому анализу и учету, непосредственная работа с детьми на организованных коррекционно-воспитательных занятиях. В этом звене деятельности полнее всего проявляется творческое лицо сурдопедагога, его профессиональная и личностная уникальность, соответствие занимаемой должности, избранному делу.
Учителем-дефектологом проводятся занятия по трем разделам программы: по развитию слухового восприятия и обучению произношению; по развитию речи; по формированию элементарных математических представлений. Поэтому от него требуется глубокое знание возможностей детей, закономерностей их психического развития, сущности дефекта, способов изыскания компенсаторных путей обучения, а также понимание роли каждого раздела программы в общей системе коррекционно-воспитательной работы. Иными словами, сурдопедагог должен знать и предмет изучения, и объект обучения.