В настоящее время роль латинского языка не исчерпывается только общеобразовательным значением. На филологическом факультете вуза латынь является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширять общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего языкознания.
Изучение латинского языка способствует выработке системного и ассоциативного мышления. Возможность проследить связь современных европейских языков и русского языка с латынью позволяет поднять их изучение на качественно иной уровень и увеличить словарный запас. Знание латинского языка помогает студентам-филологам осмысленно подходить к изучению ими исторических грамматик современных языков.
Ознакомление с образцами классической древней литературы возможно только в подлиннике. Ведь понять всю красоту языка можно только при чтении оригинала.
Латинская грамматика, отличающаяся большой стройностью, в значительной степени способствует развитию логического мышления.
Приобщение к латинским крылатым выражениям расширяет кругозор и усиливает интеллектуальный потенциал студента. Многие латинские поговорки и выражения вошли в золотой фонд новых языков.
Изучение латинского языка способствует тренировке памяти.
ФОНЕТИКА.
§
1 Состав латинской графики.
| начерт. | название | произн. | примечания |
| Aa | а | а | |
| Bb | бэ | б | |
| Cc | цэ | ц | перед e, i, y, ae, oe: centum [цэнтум] Cicero [цицеро] Cyclops [цикл’опс] Caesar [цэзар] |
| к | в остальных случаях: color [колор] medicus [мэдикус] ecce [экцэ] | ||
| Dd | дэ | д | |
| Ee | э | э | |
| Ff | эф | ф | |
| Gg | гэ | г | |
| Hh | ха | х | |
| Ii | и | и й | если перед гласными, то [j]: ianua = janua [йануа] Iuppiter = Juppiter [йупитер] |
| Jj | йота | й | введена в XVI веке |
| Kk | ка | к | вытеснена в I веке до н.э. буквой c |
| Ll | эль | л’ | можно [л] |
| Mm | эм | м | |
| Nn | эн | н | |
| Oo | о | о | |
| Pp | пэ | п | |
| ку | к | только в сочетании qu = [кв]: antiquus [антиквус] aqua [аква] quinque [квинквэ] | |
| Rr | эр | р | |
| Ss | эс | з с | между гласными: causa [кауза] rоsa [роза] в остальных случаях: persona [пэрсона] solus [сол’ус] |
| Tt | тэ | т | |
| Uu | у | у | |
| Vv | вэ | в | введена в XVI веке |
| Xx | икс | кс | |
| Yy | ипсилон | и | встречаются только в заимство-ваниях из греческого языка |
| Zz | зэта | з |
§
2 Произношение некоторых буквосочетаний.
| cочетание | произношение | примеры | транскрипция |
| ch | х | pulcher | пул’хэр |
| ph | ф | philologia | филологиа |
| rh | р | rhetorica | рэторика |
| th | т | theatrum | тэатрум |
| ngu перед гл. | нгв | lingua | лингва |
| ti перед гл., но не после s, t, x | ци | initium ratio bestia mixtio | инициум рацио бэстиа микстио |
| в ост. случаях | ти | Latina constituo positivus testis | латина конституо позитивус тэстис |
§
3 Гласные.
В латинском языке 6 гласных букв обозначали 12 гласных звуков:
6 долгих – ā ē ī ō ū y
6 кратких – ă ĕ ǐ ǒ ǔ y
Долгий гласный произносился примерно вдвое дольше краткого. Так как русский язык не различает кратких и долгих звуков, то произносятся они одинаково. Количество, т.е. долгота гласного, влияет на постановку ударения.