Сущность компетентностного подхода в образовании

Основой обновления содержания образования, в соответствии с Концеп­цией модернизации, является компетентностный подход. Понятие компетент­ность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновле­ния содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.). Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность ка­честв), позволяющее решать проблемы и задачи, возникающие в ре­альных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненно­го опыта, ценностей и наклонностей.

Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следую­щие характерные признаки:

многофункциональность. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседнев­ной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо ов­ладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;

надпредметностъ и междисциплинарностъ. Они применимы в раз­личных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, полити­ческой сфере и т.д.;

многомерность. Ключевые компетентности сочетают различные умст­венные и психические процессы и интеллектуальные умения (абст­рактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.).

В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

♦ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно­сти (усвоение способов приобретения знаний из различных источни­ков информации);

♦ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готов­ность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, по­требителя и т.д.);

♦ компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта пози­тивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);

♦ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор пу­тей и способов использования свободного времени, культурно и ду­ховно обогащающих личность);

♦ компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, по­зитивного отношения к семье, домашнему быту).

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использо­вания информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения лич­ности в гражданском обществе.

Выделяются следующие сущностные признаки компетентности: компе­тентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях, компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Компетентностный подход, определенный как основа новой образова­тельной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: