Основой обновления содержания образования, в соответствии с Концепцией модернизации, является компетентностный подход. Понятие компетентность выступает в качестве «узлового», центрального. Оно объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования, требует обновления содержания, формируемого «от результата», и обладает интегративной природой (вбирает в себя умения и знания, относящиеся к широким сферам культуры и деятельности: информационной, коммуникативной, бытовой и т.д.). Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств), позволяющее решать проблемы и задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки:
♦ многофункциональность. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;
|
|
♦ надпредметностъ и междисциплинарностъ. Они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, политической сфере и т.д.;
♦ многомерность. Ключевые компетентности сочетают различные умственные и психические процессы и интеллектуальные умения (абстрактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.).
В структуре ключевых компетентностей можно выделить:
♦ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);
♦ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готовность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
♦ компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);
♦ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
♦ компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, позитивного отношения к семье, домашнему быту).
Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
|
|
Выделяются следующие сущностные признаки компетентности: компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях, компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.
Компетентностный подход, определенный как основа новой образовательной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.