Введение. Концепция модернизации Российской системы образования, определяя важность и значение дополнительного образования детей

Концепция модернизации российской системы образования, определяя важность и значение дополнительного образования детей, рассматривает его как неотъемлемую часть общего образования, выполняющую не только функ­цию расширения возможностей основного образования, но, прежде всего, -удовлетворения индивидуальных образовательных и социокультурных потреб­ностей детей и родителей.

Процесс модернизации российского образования детей связан с реализа­цией широкого спектра проблем, связанных с системой преобразований в об­новлении целей, достижении нового качества, эффективности и результативно­сти образования, обеспечении его доступности.

Одной из таких проблем, пожалуй, основополагающей, является переход к компетентностному подходу в системе образования, в том числе и дополни­тельного.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности детям всех возрастных категорий заниматься разными видами деятельности: научно-техническим, спортивно-техническим, естествен­но-научным и художественным творчеством, туристско-краеведческой, военно-патриотической, эколого-биологической и социально-педагогической деятель­ностью, культурологией, физкультурой и спортом. Основой для реализации данных возможностей является широкий спектр многоуровневых, вариативных образовательных программ дополнительного образования детей. Подтвержде­нием этого является определение в «Типовом положении об УДОД» дополни­тельного образования детей как целенаправленного процесса воспитания, обу­чения и развития личности посредством реализации дополнительных образова­тельных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и инфор­мационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь­ных программ в интересах человека, общества, государства.

Новые концептуальные идеи российского образования нацеливают на создание образовательных программ «нового поколения», которые призваны помогать ребенку в овладении ключевыми компетентностями, что свидетельст­вует о новых требованиях к качеству результатов в системе дополнительного образования детей. В само понятие компетентности - своего рода «узлового» понятия модернизации - заложена идеология интерпретации содержания обра­зования, формируемого «от результата». Так в Концепции модернизации обра­зования РФ выдвигается положение, согласно которому учреждение дополни­тельного образования детей создает условия для развития «стартовых» возмож­ностей каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы осмысления педагога­ми, родителями и воспитанниками результатов освоения таких программ, а также учебных и личностных достижений учащихся. В основу результатов и достижений должно лечь не столько выяснение того, какой объем знаний, уме­ний и навыков получил учащийся, сколько выявление способности их исполь­зования в решении практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем, с которыми сталкивается ребенок в повсе­дневной жизни.

Следует отметить, что в последние годы в связи с вниманием к пробле­мам обновления образовательного процесса в УДОД разработаны нормативные документы, где обозначены наиболее общие подходы к определению результа­тивности и эффективности как образовательной деятельности, так и образова­тельных программ. В документах «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Ми­нистерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16); Приказ Министерст­ва общего и профессионального образования РФ от 23.03.99. №712 «Об атте­стации образовательных учреждений дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 03.05.00. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учрежде­ний дополнительного образования детей») выделены отдельные показатели оп­ределения результативности образовательной деятельности, которые в настоя­щее время рассматриваются и как показатели эффективности реализации обра­зовательных программ дополнительного образования при аттестации и аккре­дитации учреждений дополнительного образования детей (полнота, сроки и уровни реализации дополнительных образовательных программ).

Эти документы показывают, что в системе дополнительного образования детей существует правовая основа и предпосылки для разработки критериев, показателей и определения условий эффективности реализации образователь­ных программ системы дополнительного образования детей.

Таким образом, актуальной становится задача разработки критериев и ме­тодик для отслеживания и оценивания эффективности реализации образова­тельных программ разных направленностей.

Авторы данной работы представляют свое видение и свои подходы к ре­шению этой задачи.

В разделе 1 обозначены современные подходы к определению критериев результативности образовательных программ дополнительного образования де­тей, раскрывается сущность компетентностного подхода в образовании, пред­ставлены примерные критерии результативности образовательных программ в контексте компетентностного подхода.

В разделе 2 подробно описаны критерии, показатели и формы предъяв­ления эффективности реализации образовательных программ по следующим направленностям программ дополнительного образования детей - научно-технической, спортивно-технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художе­ственно-эстетической.

В разделе 3 представлены конкретные методики, апробированные в педа­гогической практике и являющиеся инструментом оценивания компетентности воспитанников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: