Концепция модернизации российской системы образования, определяя важность и значение дополнительного образования детей, рассматривает его как неотъемлемую часть общего образования, выполняющую не только функцию расширения возможностей основного образования, но, прежде всего, -удовлетворения индивидуальных образовательных и социокультурных потребностей детей и родителей.
Процесс модернизации российского образования детей связан с реализацией широкого спектра проблем, связанных с системой преобразований в обновлении целей, достижении нового качества, эффективности и результативности образования, обеспечении его доступности.
Одной из таких проблем, пожалуй, основополагающей, является переход к компетентностному подходу в системе образования, в том числе и дополнительного.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности детям всех возрастных категорий заниматься разными видами деятельности: научно-техническим, спортивно-техническим, естественно-научным и художественным творчеством, туристско-краеведческой, военно-патриотической, эколого-биологической и социально-педагогической деятельностью, культурологией, физкультурой и спортом. Основой для реализации данных возможностей является широкий спектр многоуровневых, вариативных образовательных программ дополнительного образования детей. Подтверждением этого является определение в «Типовом положении об УДОД» дополнительного образования детей как целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития личности посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
|
|
Новые концептуальные идеи российского образования нацеливают на создание образовательных программ «нового поколения», которые призваны помогать ребенку в овладении ключевыми компетентностями, что свидетельствует о новых требованиях к качеству результатов в системе дополнительного образования детей. В само понятие компетентности - своего рода «узлового» понятия модернизации - заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Так в Концепции модернизации образования РФ выдвигается положение, согласно которому учреждение дополнительного образования детей создает условия для развития «стартовых» возможностей каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы осмысления педагогами, родителями и воспитанниками результатов освоения таких программ, а также учебных и личностных достижений учащихся. В основу результатов и достижений должно лечь не столько выяснение того, какой объем знаний, умений и навыков получил учащийся, сколько выявление способности их использования в решении практически-познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач и проблем, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни.
|
|
Следует отметить, что в последние годы в связи с вниманием к проблемам обновления образовательного процесса в УДОД разработаны нормативные документы, где обозначены наиболее общие подходы к определению результативности и эффективности как образовательной деятельности, так и образовательных программ. В документах «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16); Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.99. №712 «Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 03.05.00. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей») выделены отдельные показатели определения результативности образовательной деятельности, которые в настоящее время рассматриваются и как показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей (полнота, сроки и уровни реализации дополнительных образовательных программ).
Эти документы показывают, что в системе дополнительного образования детей существует правовая основа и предпосылки для разработки критериев, показателей и определения условий эффективности реализации образовательных программ системы дополнительного образования детей.
Таким образом, актуальной становится задача разработки критериев и методик для отслеживания и оценивания эффективности реализации образовательных программ разных направленностей.
Авторы данной работы представляют свое видение и свои подходы к решению этой задачи.
В разделе 1 обозначены современные подходы к определению критериев результативности образовательных программ дополнительного образования детей, раскрывается сущность компетентностного подхода в образовании, представлены примерные критерии результативности образовательных программ в контексте компетентностного подхода.
В разделе 2 подробно описаны критерии, показатели и формы предъявления эффективности реализации образовательных программ по следующим направленностям программ дополнительного образования детей - научно-технической, спортивно-технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественно-эстетической.
В разделе 3 представлены конкретные методики, апробированные в педагогической практике и являющиеся инструментом оценивания компетентности воспитанников.