Критерии эффективности реализации образовательных программ в контексте компетентностного подхода

Компетентностный подход в оценке результатов - это комплекс образо­вательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности.

Авторским коллективом разработаны определенные критерии и показате­ли эффективности реализации образовательных программ дополнительного об­разования детей. Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, явля­ются:

♦ степень сформированности ключевых компетентностей. Данный кри­терий рассматривается как способность решения опреде­ленного круга задач и проблем;

♦ динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.

Показатели же рассматриваются как наглядное выражение тех или иных качеств, проявляемых обучающимся в решении разнообразных задач. Эти качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены в:

♦ выполняемых действиях;

♦ осуществляемых операциях;

♦ совершаемых поступках и формах поведения;

♦ формулируемых суждениях и оценках;

♦ принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;

♦ ситуациях взаимодействия и диалога.

Один из главных инструментов оценки компетентности - задача, сфор­мулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявле­ния субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.

Критерии и показатели были разработаны для таких компетентностей, как компетентность в самостоятельной познавательной деятельности, ком­муникативной сфере, культурно-досуговой сфере, гражданско-правовой сфе­ре, бытовой сфере.

Для дополнительных образовательных программ не менее значимым будет являться конечный образовательный продукт как результат образова­тельной деятельности. Это может быть изготовленная модель, спортивный результат, исследовательская работа, подготовленный концерт, спектакль и т.п.

Предлагаемый авторским коллективом научно-обоснованный подход в определении совокупности критериев, показателей и условий эффективности реализации дополнительных образовательных программ является продолже­нием развития научно-теоретической базы дополнительного образования де­тей. Он может быть использован для модернизации образовательных про­грамм, методик выявления и оценки эффективности их реализации как в сис­теме общего, так и дополнительного образования детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: