Вопросы изучения эффективности реализации образовательных программ в сфере образования рассматриваются сегодня учеными и практиками в различных аспектах: результативности образовательного процесса, педагогической деятельности, получении образовательных результатов ребенком.
Основными тенденциями в изучении данной проблемы являются:
♦ наличие множества педагогических концепций, отечественных и зарубежных теорий и методик, каждая из которых определяет результат образовательного процесса сущностно в различных аспектах;
♦ научная неопределенность соотношения процессов обучения, воспитания и развития, а следовательно - и их результатов;
♦ ориентация современных требований к образовательным учреждениям на динамику развития личности ребенка, т.е. ориентацию не только на специальные знания, умения и навыки, но и на формирование социального опыта ребенка в разных сферах деятельности;
♦ выстраивание системы непрерывного образования, что влечет за собой разрешение проблемы преемственности результатов разных подсистем образования (дошкольное, основное, дополнительное, профессиональное);
|
|
♦ разноаспектное понимание дополнительного образования детей и его основного предназначения: как дополнительного к школьному образованию и компенсирующего недостаточно реализуемые им функции; как образования с приоритетом обучения началам определенной профессии; как области в приоритете воспитательной деятельности; как сферы досуга и коммуникации. Обозначенные аспекты не противоречат друг другу, но выдвижение какого-либо из них как приоритетного вызывает необходимость определять соответствующие показатели результативности, параметры и критерии эффективности реализации программ;
♦ нормированная многофункциональность УДОД. В нормативных документах дополнительного образования в качестве приоритета выдвигаются функции сохранения и укрепления здоровья детей, их социальная защита и поддержка, формирование у подростков осознанного выбора сферы профессиональной деятельности и т.п. Показатели результативности каждой конкретной функции будут различны, что уже задает разноуровневость результатов;
♦ многообразие и вариативность программ дополнительного образования. Нормативными документами определено 10 основных направленностей образовательных программ (научно-техническая, спортивно-техническая, эколого-биологическая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная,социально-педагогическая,культурологическая, военно-патриотическая, естественнонаучная, туристско-краеведеческая и др.), выделено три уровня освоения образовательных программ дополнительного образования детей (общекультурный уровень, углубленный уровень, допрофессиональный), обозначен широкий возрастной диапазон детей, включенных в образовательный процесс (от 6 до 18 лет), наличие разновозрастных детских объединений;
|
|
♦ неразработанность эталонного показателя (государственного стандарта) результативности образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, и, соответственно, недостаточная обозначенность критериев и показателей результативности программ, как основного мерила их эффективности, что, в свою очередь, приводит к субъективности в оценке деятельности учреждений и педагогов дополнительного образования детей.
♦ обозначен широкий возрастной диапазон детей, включенных в образовательный процесс (от 6 до 18 лет), наличие разновозрастных детских объединений;
Теоретической основой изучения проблемы эффективности реализации образовательных программ служат идеи ведущих ученых Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Екатеринбурга, Ижевска: Р.У. Богдановой, Л.Н. Буйловой, А.В. Золотаревой, Т.В. Ильиной, Е.И. Казаковой, В.А. Кар-ташова, Н.В. Кленовой, Н.Ю. Конасовой, О.Е. Лебедева, А.И. Осьмининой, Т.А. Строковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпицыной, Э.В. Шаговой, М.И. Шиловой и др.
В работах этих авторов выделяются три основополагающих подхода к определению эффективности (результативности) реализации образовательных программ дополнительного образования детей:
♦ Традиционным в педагогической науке и практике общего и дополнительного образования является подход, при котором оценивается уровень знаний, умений, навыков ребенка, освоенных в ходе реализации программы.
♦ Подход, связанный с изучением и отслеживанием динамики личностного развития ребенка как основного показателя успешности освоения им образовательной программы.
♦ Подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития и уровня освоения предметной области.
Тем не менее, эти подходы не в полной мере отражают специфику дополнительного образования детей и отвечают задачам модернизации российского образования. Авторами настоящей работы предлагается использовать иной подход в определении эффективности реализации образовательных программ. В его основу положены идеи О.Е. Лебедева, Н.Ф. Радионовой, Л.С. Илюшина, Т.В. Ильиной по формированию ключевых компетентностей как основы новой образовательной практики в дополнительном образовании детей. Эффективность реализации программ в соответствии с этим подходом предполагает использование таких интегративных категорий, как:
♦ готовность к решению задач;
♦ адекватное меняющемуся контексту применение знаний, умений, навыков;
v ориентация на самооценку в образовательном взаимодействии.
Для более точного понимания представляемого подхода следует уточнить ключевые понятия, на которые опирались авторы.
Образование - целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней.
Дополнительное образование детей - образование, обеспечивающее необходимые условия для формирования мотивации учащихся к познанию, развитие их творческих способностей, включение в социально-полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализацию и самовоспитание, адаптацию их к жизни в обществе, организацию содержательного досуга.
Образовательная программа - направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности, развития у учащихся навыков самостоятельно решать проблемы, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных знаний.
|
|
Образовательный процесс - целенаправленное, планомерное, систематическое взаимодействие педагога с детьми, решающее задачи обучения, воспитания и развития личности, выстроенное в определенных организационных формах.
Компетентностный подход в образовании понимается как развитие и оценка различных компетентностей через решение субъектом соответствующих задач.
Компетентность - приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное его способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентации решать жизненно-важные задачи и проблемы.
Задача - обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированные в вопросе или задании.
Решение задачи - поиск и определение неизвестных элементов через известные.
Цель - осознанный, спрогнозированный результат деятельности или конкретного дела.
Результат - объективная оценка достигнутой цели.
Образовательный результат - итог работы ребенка в образовательном процессе, организованном педагогом; итог освоения ребенком предлагаемого ему содержания образования.
Эффективность - понимается как результативность и представляет из себя качественную характеристику итогов деятельности, отражающую степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам.
Параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство, качество предмета.
Критерий - измерительно-оценочный признак, отражающий качество (степень) проявления параметра.
Показатель - наглядное выражение проявления измерительно-оценочного признака.