Современные подходы к определению критериев эффективности реализации образовательных программ

Вопросы изучения эффективности реализации образовательных программ в сфере образования рассматриваются сегодня учеными и практиками в раз­личных аспектах: результативности образовательного процесса, педагогической деятельности, получении образовательных результатов ребенком.

Основными тенденциями в изучении данной проблемы являются:

♦ наличие множества педагогических концепций, отечественных и зару­бежных теорий и методик, каждая из которых определяет результат образовательного процесса сущностно в различных аспектах;

♦ научная неопределенность соотношения процессов обучения, воспи­тания и развития, а следовательно - и их результатов;

♦ ориентация современных требований к образовательным учреждениям на динамику развития личности ребенка, т.е. ориентацию не только на специальные знания, умения и навыки, но и на формирование соци­ального опыта ребенка в разных сферах деятельности;

♦ выстраивание системы непрерывного образования, что влечет за собой разрешение проблемы преемственности результатов разных подсистем образования (дошкольное, основное, дополнительное, профессиональ­ное);

♦ разноаспектное понимание дополнительного образования детей и его основного предназначения: как дополнительного к школьному образо­ванию и компенсирующего недостаточно реализуемые им функции; как образования с приоритетом обучения началам определенной про­фессии; как области в приоритете воспитательной деятельности; как сферы досуга и коммуникации. Обозначенные аспекты не противоре­чат друг другу, но выдвижение какого-либо из них как приоритетного вызывает необходимость определять соответствующие показатели ре­зультативности, параметры и критерии эффективности реализации программ;

♦ нормированная многофункциональность УДОД. В нормативных до­кументах дополнительного образования в качестве приоритета выдви­гаются функции сохранения и укрепления здоровья детей, их социаль­ная защита и поддержка, формирование у подростков осознанного вы­бора сферы профессиональной деятельности и т.п. Показатели резуль­тативности каждой конкретной функции будут различны, что уже за­дает разноуровневость результатов;

♦ многообразие и вариативность программ дополнительного образо­вания. Нормативными документами определено 10 основных направленностей образовательных программ (научно-техническая, спортивно-техническая, эколого-биологическая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная,социально-педагогическая,культурологическая, военно-патриотическая, естественнонаучная, туристско-краеведеческая и др.), выделено три уровня освоения об­разовательных программ дополнительного образования детей (об­щекультурный уровень, углубленный уровень, допрофессиональный), обозначен широкий возрастной диапазон детей, включенных в образовательный процесс (от 6 до 18 лет), наличие разновозрастных детских объединений;

♦ неразработанность эталонного показателя (государственного стандар­та) результативности образовательного процесса в системе дополни­тельного образования детей, и, соответственно, недостаточная обозначенность критериев и показателей результативности программ, как ос­новного мерила их эффективности, что, в свою очередь, приводит к субъективности в оценке деятельности учреждений и педагогов до­полнительного образования детей.

♦ обозначен широкий возрастной диапазон детей, включенных в образовательный процесс (от 6 до 18 лет), наличие разновозрастных детских объединений;

Теоретической основой изучения проблемы эффективности реализации образовательных программ служат идеи ведущих ученых Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, Костромы, Екатеринбурга, Ижевска: Р.У. Богдановой, Л.Н. Буйловой, А.В. Золотаревой, Т.В. Ильиной, Е.И. Казаковой, В.А. Кар-ташова, Н.В. Кленовой, Н.Ю. Конасовой, О.Е. Лебедева, А.И. Осьмининой, Т.А. Строковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпицыной, Э.В. Шаговой, М.И. Шило­вой и др.

В работах этих авторов выделяются три основополагающих подхода к определению эффективности (результативности) реализации образовательных программ дополнительного образования детей:

♦ Традиционным в педагогической науке и практике общего и дополни­тельного образования является подход, при котором оценивается уро­вень знаний, умений, навыков ребенка, освоенных в ходе реализации программы.

♦ Подход, связанный с изучением и отслеживанием динамики личност­ного развития ребенка как основного показателя успешности освоения им образовательной программы.

♦ Подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития и уровня освоения предметной области.

Тем не менее, эти подходы не в полной мере отражают специфику допол­нительного образования детей и отвечают задачам модернизации российского образования. Авторами настоящей работы предлагается использовать иной подход в определении эффективности реализации образовательных программ. В его основу положены идеи О.Е. Лебедева, Н.Ф. Радионовой, Л.С. Илюшина, Т.В. Ильиной по формированию ключевых компетентностей как основы новой образовательной практики в дополнительном образовании детей. Эффектив­ность реализации программ в соответствии с этим подходом предполагает ис­пользование таких интегративных категорий, как:


♦ готовность к решению задач;

♦ адекватное меняющемуся контексту применение знаний, умений, на­выков;

v ориентация на самооценку в образовательном взаимодействии.

Для более точного понимания представляемого подхода следует уточнить ключевые понятия, на которые опирались авторы.

Образование - целенаправленный процесс обучения, воспитания и раз­вития в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся кон­статацией достижения обучающимися определенных государством образова­тельных уровней.

Дополнительное образование детей - образование, обеспечивающее не­обходимые условия для формирования мотивации учащихся к познанию, раз­витие их творческих способностей, включение в социально-полезную деятель­ность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализа­цию и самовоспитание, адаптацию их к жизни в обществе, организацию содер­жательного досуга.

Образовательная программа - направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности, развития у учащихся навы­ков самостоятельно решать проблемы, создания основы для осознанного выбо­ра и освоения профессиональных знаний.

Образовательный процесс - целенаправленное, планомерное, система­тическое взаимодействие педагога с детьми, решающее задачи обучения, вос­питания и развития личности, выстроенное в определенных организационных формах.

Компетентностный подход в образовании понимается как развитие и оценка различных компетентностей через решение субъектом соответствую­щих задач.

Компетентность - приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное его способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ори­ентации решать жизненно-важные задачи и проблемы.

Задача - обоснованное предписание по выполнению действия (набора, последовательности действий). Задача включает в себя требования (цель), ус­ловия (известное) и искомое (неизвестное), сформулированные в вопросе или задании.

Решение задачи - поиск и определение неизвестных элементов через из­вестные.

Цель - осознанный, спрогнозированный результат деятельности или кон­кретного дела.

Результат - объективная оценка достигнутой цели.

Образовательный результат - итог работы ребенка в образовательном процессе, организованном педагогом; итог освоения ребенком предлагаемого ему содержания образования.

Эффективность - понимается как результативность и представляет из себя качественную характеристику итогов деятельности, отражающую степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам.

Параметр - величина, характеризующая какое-либо свойство, качество предмета.

Критерий - измерительно-оценочный признак, отражающий качество (степень) проявления параметра.

Показатель - наглядное выражение проявления измерительно-оценочного признака.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: