Лекция № 1. Понятие культуры
Концепции культуры: антропологическая (А. Кренбер, К. Клакхон: культура – сокровищница всего, созданного людьми), аксиологическая (Г. Риккерт: культура – это мир ценностей), социологическая (Т. Парсон: культура – форма трансляции социального опыта, знаний, верований), коммуникативная (А. Моль: культура – система коммуникаций, путь от создателя культурных благ к потребителю), семиотическая (Ю.М. Лотман: культура –знаковая система), структуральная (Р. Барт: культура есть взаимодействие текстов), игровая (Й. Хейзинга, Г. Гессе: культура – это своеобразная интеллектуальная или производственная игра).
Теоретическая модель культуры, разработанная М.С. Каганом.
Концепт «Культура». Понятие о художественной культуре.
Культура и цивилизация.
Литература
основная
1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 2002. С. 16-25.
2. Искусство в системе культуры. Л., 1987.
3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1997.
|
|
4. Культура// Философский энциклопедический словарь. М., 1983
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII век – нач. XIX). СПб., 1994. С. 5-16.
6. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
7. Степанов Ю.С. Константы. Словарь. М., 2001. С. 13-40.. / http://www.biblioclub.ru
8. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.. / http://www.biblioclub.ru
дополнительная
1. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999. С. 8-26.
2. Бурмистрова Т.Ю. История отечественной культуры.СПб., 1994.
3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, 1979.
4. Мартысюк П.Г., Масленченко С.В. Культурология. Пособие для студентов вузов. Минск, 2011. С. 6-10, 27-34, 58-61. / http://www.biblioclub.ru
Лекция № 2. Первоистоки словесного искусства. Миф как исходная структура повествовательных форм (историческая поэтика эпоса и романа Е.М. Мелетинского).
Теория мифа (Е. Мелетинский,О.М.Фрейденберг, Ю.М.Лотман и др.).
Проблема “литература имифология” в отечественном литературоведении. терминологический аппарат и инструментарий. Формы эстетического освоения поэтической мифологии в русской литературе. Полярность исторического осмысления содержания мифа в русской культуре: миф как поэтическая условность (игра с мифологией в начале XIX века, неомифологизм литературы рубежа XIX-XX вв. и т.д.) и миф как реальность, миф как культура, миф как природа. Миф как сон. Миф как игра. Миф как принцип бытия и мышления.
Миф об Амуре и Психее в народной сказке «Финист ясный Сокол», «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина, сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Миф об Италии в русской культуре. Место античности в творчестве Фета.
Литература
Основная
|
|
1. Барт Р. Мифология. М., 1996.
2. Доманский Ю.В. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Автореферат дисс. канд. филол. наук. Тверь, 1998.
3. Леви-Стросс К. Структура мифа// Вопросы философии.1970. № 7.
4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних работ. М., 1989.. / http://www.biblioclub.ru
5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
6. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология//Мифы народов мира: В 2 т. М., 1987. Т. I.
7. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.. / http://www.biblioclub.ru
8. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
9. Элиаде М. Аспекты мифа. М.,1995.