Данных ошибок можно избежать путём применения многосторонней системы контроля на всех этапах сбора, анализа и интерпретации данных

Сам процесс получения информации от респондента может быть сильно или слабо структурированным. Наличие структуры – признак опроса, т. е. то, что отличает опрос от болтовни. Примером сильно структурированного процесса получения информации могут служить анкеты с готовыми вариантами ответов на каждый вопрос, а разновидностями слабо структурированного процесса – отдельные виды работ с экспертами.

Опросы могут быть единовременными или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью. Панельный метод исследования заимствован из социологии. Этот термин произошел от английского слова panel, что в переводе обозначает список. В качестве панели может выступать группа лиц, предприятия. Панель – это вид непрерывной выборки, который позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Этот метод используют при изучении потребительских мнений определенной группы лиц за какой-либо период времени. На основе этого метода изучается тенденция изменения мнений потребителей, их потребностей, привычек, вкусов и т. п. Таким образом, панельное исследование – это опрос определенного, представительного круга лиц в течение длительного времени или в течение определенного промежутка времени по определенной теме.

Важнейшими формами панели являются – панель потребителей и панель предпринимателей.[16]

Все виды панелей подразделяются по: времени существования, характеру изучаемых единиц (субъектов), характеру изучаемых про­блем и методам получения информации.

1. По времени существования панели подразделяются, на крат­косрочные (не более года) и долгосрочные (не более пяти лет). Долгосрочные панели предоставляют непрерывную или периодическую информацию. Непрерывная информация фиксируется в дневниках ежедневно, в дальнейшем дневники высылаются организаторам ис­следования через определенный промежуток времени. Периодическая информация поступает по мере проведения опросов в виде заполнен­ных анкет.

2. По характеру изучаемых единиц (субъектов) панели де­лятся на потребительские, торговые, промышленных предприятий и панели экспертов-специалистов.

3. По характеру изучаемых проблем (предметов изучения) – общие и специализированные.

4. По методу получения информации возможны четыре вида па­нелей:

а) члены панели по почте высылают требуемую информацию (за­полненные дневники, опросные листы);

б) члены панели интервьюируются;

в) члены панели заполняют дневники или опросные листы, но со­бирают информацию специальные работники;

г) члены панели интервьюируются через определенный промежу­ток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте.

Целесообразность использования тех или иных панелей опреде­ляется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Понятно также, что более крупные по объему панели дают более дос­товерную информацию.


Рис. Формы и структура участников панельного исследования

Методы сбора первичных данных осуществляются в определенной последовательности. Например, применение метода интервью требует выяснения необходимости его использования, разработку плана проведения интервью, подготовку перечня вопросов, примеров, выбора интервьюируемых, планирования бюджета, проведения интервью, анализа результатов, подготовки отчета.

Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести просто, заранее подготовив вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: