Общая характеристика методики
Методика включает в себя две основные части.
Первая часть методики - «Перекресток – 1» предназначена для определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда. Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. на перекрестке привлекательных предметов и средств труда).
Вторая часть методики - «Перекресток -2» является вспомогательной и предназначена для определения наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде. В итоге это позволяет соотнести уровень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. опять же на перекрестке уровня профессионального образования и уровня самостоятельности).
Данная методика заявлена как активизирующая, т.е. собственно психодиагностический эффект является не главным. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося старшеклассника над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения.
|
|
Но если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то ее диагностический эффект может повыситься.
Общие условия использования методики «Перекресток»
1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками.
2. По времени проведения вся методика занимает: «Перекресток – 1» около 1,5 часов, «Перекресток – 2» около 40-45 минут.
3. Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме, больше подходит для индивидуальной профконсультации (в идеале – в комбинированном компьютерно-ручном варианте). Однако отдельные части методики могут использоваться как самостоятельные опросники, и тогда их можно включать в работу с группой (или классом).
4. Обычно результаты опросников (в ручном варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая, и клиенты должны самостоятельно осмысливать полученные результаты.
5. Старшеклассники самостоятельно чертят бланки ответов (ведущий внятно объясняет, как это делать и показывает пример такого бланка на классной доске).