Методика проведения отдельных видов учебной работы на уроке

Форма проведения занятия: собеседование и обсуждение методических разработок комбинированного урока.

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть методику проведения различных видов учебной деятельности.

2. Учиться составлять мини-доклад по вопросам рассматриваемой темы.

3. Учиться применять знания теоретико-методического характера при разработке урока.

Вопросы к теме:

1. Характеристика видов учебной деятельности.

2. Методика изложения нового материала.

3. Методика проверки знаний учащихся.

4. Методика объяснения домашних заданий.

Задание. Разработайте урок по педагогике, психологии или частным методикам (на выбор), отразив методику проведения всех видов учебной работы студента.

Форма отчета: письменные ответы (мини-доклады для студентов дневного обучения) по вопросам темы, методическая разработка комбинированного урока.

Литература

Основная

Захарова В.М. Методика преподавания педагогических дисциплин в дошкольном педагогическом училище: метод. указан. к курсу / В. М. Захарова.– М.: Просвещение, 1977.– С. 36-41.

Кузовкова К.П. Уроки по педагогике в дошкольном педагогическом училище и методика их проведения / К. П. Кузовкова.– М.: Просвещение, 1970.– С.12-48.

Дополнительная

Семушина Л.Г. и др. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище / Л. Г. Семушина.– М., 1990.

И другая по выбору студента.

Семинар 15.

«Современный урок – какой он?»

Форма проведения занятия: дискуссия панельная

Высказывания для организации дискуссии:

«Хороший урок должен иметь 4 свойства: ясность, ассоциацию, систему и метод» (И. Гербарт).

«Урок бывает хорош, когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли» (П. Ф.Калтерев).

«Урок является той главной сферой интеллектуальной жизни воспитанников, в которой повседневно происходит духовное обогащение наставника и его питомцев» (В.А. Сухомлинский).

Вопросы для обсуждения

1. Традиции и нововведения на современном уроке.

2. Психологизация учебного занятия сегодня.

3. Педагогика отношений на современном уроке.

4. О развивающем взаимодействии на современном уроке.

5. Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке?

6. Триединая цель урока — традиция или необходимость?

Методические рекомендации к ведению дискуссии

1. Подготовка к дискуссии начинается с планирования групп по 5 — б человек (заранее, импровизационно, по схеме посадки студентов, по алфавиту, по желанию студентов).

2. Группе присваивается статус «экспертной группы».

3. Распределение преподавателем функциональных обязанностей участников дискуссии: «ведущий» организует работу группы, «протоколист» фиксирует все, что относится к решению проблемы, «наблюдатель» оценивает участие каждого на основе заданных преподавателем критериев, «аналитик» подвергает сомнению высказанные идеи, задает членам группы вопросы.

4. Введение в ход обсуждения приемов мозгового штурма.

5. Акцентирование внимания участников при обсуждении выдвинутой проблемы на использование в аргументации теоретических фактов, собственного опыта.

6. Участникам предлагается наметить программу и защитить её.

7. Каждый участник «экспертной группы» должен выступить с коротким сообщением и подготовиться к ответам на вопросы со стороны присутствующей аудитории.

Анализ занятия. Вопросы для обсуждения:

1. Как произошло предъявление проблемных вопросов, выдвинутых для обсуждения?

2. Как осуществлялся в группах отбор материала для аргументации предложенных идей?

3. Каково поведение участников во время дискуссии и ответная реакция педагога?

4. Тактические приемы ведения дискуссии преподавателем (использование информационного или косвенного высказывания, парафраз, уточняющих вопросов, вопросов-предостережений и т.д.).

Литература

Буряк В.К. Методический аспект построения урока / В. К. Буряк // Специалист.– 1993.– № 9.

Горбачева А.П. К вопросу об актуализации целей на уроке / А. П. Горбачева // Специалист.– 1993.– № 2.

Онищук В.А. Урок в современной школе: учебно-методическое пособие / В. А. Онищук.– М., 1986.

И другая по выбору студента (из картотеки статей профессиональных журналов).

И другая по выбору студента.

Практическое занятие 16.

Анализ методической разработки семинарского занятия

Задание 1. Проанализируйте методическую разработку семинарского занятия по предложенной схеме.

Задание 2. Сформулируйте предложения по совершенствованию задания для подготовки студента к занятию и конспекта семинарского занятия по данной теме.

Задание 3. Заполните методическую карту занятия.

Задание 4. Достройте «Введение» и «Заключение».

Приложение. Схема анализа методической разработки семинарского занятия

1. Вид и тип учебного занятия.

2. Целесообразность постановки задач и их соответствие виду и типу учебного занятия.

3. Целесообразность форм отчета и их соответствие задачам и содержанию занятия.

4. Отбор вопросов для обсуждения: целесообразность, корректность, полнота охвата содержания темы, оптимальность.

5. Структура конспекта занятия, его соответствие структуре данного типа и вида занятия.

6. Логика построения основной части конспекта занятия.

7. Модель предполагаемого ответа и её соответствие критериям оценки устного ответа студента.

8. Соответствие выводов по теме задачам и содержанию учебного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: