Титульный лист
Титульный лист анкеты в центре обычно содержит текст инструкции по работе с анкетой. В этом тексте обозначаются цели и задачи исследования. Они могут точно отражать задачи исследования, а могут отражать их лишь частично, если анкета содержит разделы, которые респонденты не любят заполнять. Иногда вопросы отвергаемые респондентом, можно обсудить до раздачи анкеты.
Вторая часть легенды касается вопроса работы с анкетой (как действовать: обвести кружком\подчеркнуть\проранжировать). Как правило, в легенде указывается является ли опрос анонимным. Неанонимный опрос с помощью анкетирования используется очень редко.
Наверху посередине ставится в развернутом виде наименование организации, с которым вы сотрудничаете или принадлежите. Как правило, тоже наверху, справа в углу, ставится тип опрашиваемых респондентов (учителя, студенты). Далее обязательно время проведения вопроса, ставится, как правило, внизу посередине (месяц, год). Указывается город над датой.
|
|
Титульный лист- это документ анкеты. Слова вежливости («пожалуйста») тоже важны.
Текст анкеты
Если текст анкеты превышает 3-5 страниц, то она явно затрагивает несколько позиций (блоков) и требует некого смыслового разделения.
Существует очень много рекомендаций по структуре анкеты:
1) Целесообразно начинать анкеты с наиболее простых вопросов, часто фактуальных (разминочных).
2) Схема расположения блоков или разделов анкеты не должна воспроизводить логику программы исследования.
3) Необходимо учитывать специфику, уровень культуры, а также практический опыт опрашиваемых.
4) Нельзя строить вопрос сложно (в виде длинной и нудной конструкции), нельзя делать его содержание многозначным, 3-4 строчки максимум.
5) Очень важна последовательность вопросов в анкете. Если в предыдущих вопросах явление оценивается как положительное, респондент и дальше будет реагировать на него как на положительное.
6) По трудности вопросов: сначала стараются задавать наиболее легкие и простые вопросы в логике респондента, а не исследователя.
7) Использование вопросов ловушек для проверки добросовестности респондентов.
8) Нельзя задавать вопрос в негативной или отрицательной форме (пр., «Я никогда не хожу в кино», «Да, не хожу»).
Две основные установки исследователя:
· хорошо знать своего респондента;
· уважительно к нему относиться.