Завершать анкету нужно «паспортичкой», или данными о социально-демографических особенностях респондента (пол, возраст, семейное положение, образование, доход, статус, профессия, город проживания). Внешне «паспортичка» производит впечатление формальной части анкеты, но это далеко не так.
Функции «паспортички»:
§ социально -демографическая характеристика используемой совокупности, данные «паспортички» активно участвуют в познавательном процессе в проверке многих гипотез;
§ ряд позиций «паспортички» выступает как независимые переменные;
§ данные «паспортички» используют для оценки качества выборочной совокупности.
Мужчины, % | Женщины, % | |
Генеральная совокупность | ||
Выборочная совокупность |
Аналогичная проверка может быть проведена по возрасту, профессии, стажу работы, но эта проверка может быть осуществлена только при наличии аналогичных данных для генеральной совокупности.
Пока еще анкета предоставляется респондентам в бумажном виде. Каким изъянам страдают электронные опросы: полный караул выборочной совокупности. Как правило, результаты такого опроса не позволяют сформировать грамотную выборочную совокупность.
|
|
Типы опросов
В зависимости от целей исследования, опрос может представлять собой самые разнообразные процедуры. Инструментарий тоже может выглядеть как одна страничка текста или многостраничная анкета.
o Зондажный, или экспресс-опрос, решает конкретные узкие задачи, как правило, поискового или прикладного характера. Зондажный опрос включает в себя несколько вопросов и 3-4 демографические характеристики. Зондажные опросы проводят параллельно или после каких-либо мероприятий, собирают предложения на будущее (пр., после научной конференции).
o Почтовый опрос предполагает рассылку анкет и их возврат по почте (сейчас не распространен). Достаточно экономичен и интересен тем, что респондент может подумать во время заполнения анкеты. Недостатки: возврат анкет от 30 до 60%, репрезентативность выборки (молодежь отвечает реже, пожилое поколение чаще).
o Телефонный опрос проводится заочно, но как и интервью проводится по формализованной схеме (анкете).
o Опрос по месту жительства или работы. Очень актуально, применяется активно и результативно. Удобен, т.к. позволяет собирать большие массивы данных. Более трудоёмок.
o Анкета – наиболее оперативный метод сбора информации. Однако, относясь к классу количественных методов, страдает всем набором недостатков, присущих этим методам.