double arrow

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ, ФАНТАЗИИ И ИНТУИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В созидательной деятельности архитектора силе художественного воображения принадле­жит особая роль, так как от него зависит, быть или не быть воплощенным и выраженным в проекте разнообразным идеям, созданным фантазией архитектора. Воображение цементи­рует, оживляет, объединяет и наполняет еди­ным содержанием получаемые фантазией раз­розненные замыслы. Продукты фантазии не­достаточно конкретны, бедны оттенками смыс­ла, чтобы из них можно было составить полноценную идею. Они как бы плоскостны, двухмерны. Воображение превращает их в пол­ноценные трехмерные конкретные образы пространства и пластической формы, из которых можно лепить в уме задуманный объект. В то же время фантазия необходима как логический механизм, обеспечивающий поступательное развертывание замысла, тол­кающий воображение на новые творческие усилия. Формирование художественных моде­лей связано с механизмами памяти. Память оказывает репродуктивное действие. Ее актив­ность — в целенаправленном выборе ранее оформленного психикой материала. Воображе­ние — механизм продуктивного действия — обогащает содержание, развивает и реконст­руирует известные ранее формы, способствует обнаружению новых связей, ассоциаций и идей. Творческое воображение архитектора как конструктивный процесс направляется на об­разование новых мысленных объектов.

Было бы неправильно думать, что твор­ческие процессы в архитектуре характеризу­ются лишь обязательным созданием чего-то совершенно нового. Творческое воображение позволяет осуществить рекомбинацию уже известных концепций, принципов, сочетаемых новым оригинальным способом (по типу кентавра). В этом случае сущность творческого процесса заключается в реорганизации имею­щегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Однако архитектору не­достаточно обладать способностью к новой организации репродукционного материала. Для создания новых художественных моделей ему нужен еще один механизм, родственный воображению, но не сводимый к нему. Этот механизм — интуиция. Воображение способно творчески организовать существующую ситуа­цию, интуиция — создать новое. Они взаимо­действуют и проникают друг в друга [164, с. 111].

Интуиция — один из способов осознания действительности; в нем тесно связаны вос­приятие, мышление и чувство. Интуиция ар­хитектора проявляется в непосредственном усмотрении проектного решения в целом, минуя путь механического комбинирования отдельных узлов и частных решений. Механизм интуиции основан на догадке или косвенном (не строго логическом) способе обнаружения решения задачи.

А. Аалто писал: «Я забываю на время о запутанном клубке проблем... Я начинаю рисовать свободно, полагаясь на свою интуи­цию, и вдруг рождается основная идея» [83, с. 30J1. По А. Бурову: «искусство перестает быть искусством в тот момент, когда для создания произведения не требуется интуи­ция... индивидуального мастерства» [59, с. 117].

Интуиция обусловлена предшествующим эмпирическим и теоретическим уровнем зна­ний. Интуитивное мышление при скачкооб­разности своей структуры носит целесообраз­ный характер, выступает как процесс, как движение к результату, осуществляемое через серию познавательных операций [156, с. 46]. Интуиция разделяется на фазы: подготовка, инкубация, озарение, обоснование.

Подготовка. Возникновению полезной идеи, замысла, что кажется внезапным, предшест­вует предварительный, преимущественно со­знательный анализ. Без длительной и терпели­вой дедуктивной работы ума не бывает пло­дотворной интуиции.

Инкубация. В период инкубации постепенно в скрытом виде осуществляется преобразова­ние понятий, информации в наглядные образы,

1 «Социальные, гуманитарные, технические и экономичес­кие требования, возникающие наряду с требованиями психологическими и затрагивающими интересы каждого индивидуума и каждой группы людей с присущим им жизненным ритмом и всеми их внутренними побуждения­ми, столь многочисленны, что образуют некий запутанный клубок, который не может быть распутан рациональными методами. В таких случаях я выбираю иррациональный путь — он короче» [83, с. 30].

которые мысленно соотносятся и комбини­руются.

По свидетельству Лагранжа и Пуанкаре, замысел, идея формируются тогда, когда вни­мание сосредоточено на другой работе («мыс­лить в сторону»). В условиях учебного про­цесса это служит основанием к тому, чтобы в период созревания проектной идеи — инку­бации работу над проектом чередовать с теоретическими и другими занятиями.

Озарение. Психологи считают специфиче­ским для интеллектуального творчества явле­ние инсайта, т. е. внезапного озарения, схва­тывания элементов ситуации в тех связях и отношениях, которые обеспечивают решение задачи [161, с. 49]. Творческое озарение является результатом длительных и внешне бесплодных поисков, когда решение приходит как бы неожиданно.

В сознании всплывает информация, которая ока­зывается либо готовым решением, либо близкой к такому решению. Студент вдруг осознает, что он нашел искомый образ; ему кажется, что идея решения «осе­нила его сама собой».

Озарение — кульминационный момент в интуитивном процессе возникает тогда, когда все элементы иссле­дуемой ситуации, находившиеся до того в разрознен­ном состоянии, наглядно замыкаются на неизвестном ранее звене в единую целостную структуру, когда эти элементы и их связи становятся зримыми [176].

Плодотворная идея вносит существенно но­вый важный элемент и меняет нашу точку зрения [154, с. 241], дает возможность преоб­разовать сложную задачу в простую, найти новый способ структурирования проектной мо­дели или решить проектную задачу в целом. Творческое мышление позволяет приступить к действию на основе осознанной интуиции.

Обоснование. На заключительной фазе творческого акта происходит обоснование ин­туитивно найденной идеи. Чтобы выяснить действительную ценность интуитивно получен­ного решения, оно подвергается строгой про­верке. Анализ может показать, что возникшая идея не приводит к искомой цели, и тогда приходится продолжить творческий поиск.

Интуиция1— это необходимое качество, признанное также крупнейшими инженерами-конструкторами. П. Л. Нерви желал современным конструкторам воспи- тыаать в себе ту творческую интуицию, которая су­ществовала а эпоху Возрождения. Фрейсине признавал только два источника информации: «прямо восприятие фактов и интуицию, которая... является отражением и со­держанием всего жизненного опыта, отложившегося в подсознании человека» {179, 1971, № 4, с. 115]. Сожалел о потере интуиции у конструкторов Ф. Кандела. Он поясняя: «проектирование следует также четко отличать от расчета, как синтез творчестве от анализа исследова­ния, и хотя эти процессы могут совпадать и дополнять друг друга, творчество все же никогда не будет прямым следствием аналитических исследований» £179, 1971,

№ 4, с. 1)4].

Процесс решения творческой задачи яв­ляется процессом интуитивным и логическим одновременно. Интуитивное и логическое мышление в архитектурном проектировании дополняют друг друга подобно воображению и фантазии. Постоянное двустороннее пере­кодирование существенно повышает эффектив­ность творческой работы.

Знания, тонкие наблюдения, опыт и ма­стерство архитектора на основе воображения, интуиции и логики способны привести к высоко­му художественному результату. Педагоги должны внимательно подходить к результатам интуитивной деятельности студента, который в силу своей недостаточной информированности склонен к импровизации, фантазированию, нешаблонному мышлению [47], проявляет на­ходчивость на пути поиска «порядка в бес­порядке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: