Тема 2. Основы теории конфликта

Определение конфликта как широко распространенного нормального проявления социальных связей и отношений между людьми. Место и роль конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, общества в целом. Возможности прогнозирования конфликтного поведения и урегулирования конфликта.

Неоднозначность функций конфликта, его позитивные и негативные последствия. Классификация конфликтов, их систематизация и деление по существенным признакам и видам. Основные типы конфликтных проявлений в экономической, национально-этнической и общественно-политической сферах.

Основные функциональные направления деятельности конфликтов в деловых отношениях: интеграция персонала, активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности, информация о совместной деятельности и общем настрое, влияние на творческую инициативу, развитие деловых отношений, профилактика разрушительных противоборств.

Методы сбора эмпирических данных в конфликтологии: наблюдение, изучение документов, опрос. Методы анализа эмпирических данных: статистический анализ, исторический анализ, социометрический анализ. Конфликтологическое тестирование. Эксперимент в конфликтологии. Методики практической психологии и психотерапии в конфликтологии. Конфликтологический мониторинг.

Тема 3.Структура и динамика конфликта

Универсальная понятийная система описания конфликта. Структурная и процессуальная модели конфликта.

Основные элементы конфликтного столкновения: объективные и личностные. Различие между объектом и предметом конфликта. Характеристика объекта конфликта. Характеристика участников конфликта Психологические доминанты поведения субъектов конфликта: мотивы, цели, интересы, ориентации, потребности. Образ конфликтной ситуации, формы и причины искаженного восприятия конфликта. Макро- и микросреда конфликта. Картографический метод выявления структуры конфликта.

Динамика конфликта. Стадии и этапы развития конфликта: Предконфликтная стадия: осознание противоречий, идентификация оппонентов; проблема ложной идентификации. Собственно конфликтное взаимодействие: инцидент, эскалация противоборства, завершение конфликта. Различие в содержание понятий «завершение», «разрешение», «урегулирование» конфликта. Постконфликтная стадия: частичное и полное примирение сторон.

Тема4. Поведение личности в конфликте

Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликтов.

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Научное обоснование внутриличностного конфликта в работах зарубежных и отечественных психологов. Типология внутриличностных конфликтов. Причины и последствия внутриличностных конфликтов. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов.

Межличностные конфликты и межличностные отношения. Психологические признаки межличностных конфликтов. Причины межличностных столкновений — объективно и субъективно несовместимые или противоположные интересы, потребности, ценности, установки, ориентации, мнения, способы поведения. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности.

Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристики. Определение уровня конфликтности личности и ее стрессоустойчивости. Измерение уровня конфликтности личности. Теория акцентуации характера. Типология конфликтных личностей.

Основные положения ролевой теории. Сущность трансактного анализа. Понятие трансакций и их типы. Алгоритм трансактного анализа.

Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Ком муникативный и персептивный аспекты общения и их функции в конфликте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: