Методы и методология медиаисследований
1. Актуальность, цели и задачи исследований в сфере СМИ
Журналистика стала предметом научного осмысления, так как представляет собой самостоятельный социокультурный феномен.
Исследования контента СМИ (наиболее доступные – печатные СМИ)
Социолингвистический анализ прессы
К социолингвистически значимым позициям, по которым прослеживаются типологические языковые отличия изданий, относятся:
Объем и семантическая структура заголовочных комплексов.
Семантико-стилистическая структура наименований тематических полос, блоков, рубрик, заголовков.
Речевая структура текста (соотношение описания, повествования, рассуждения; дескриптивных и оценочных элементов).
4. Лексические особенности текстов (соотношение специальной и общеупотребительной, абстрактной и конкретной, разговорной и книжной, нейтральной и эмоциональной лексики);
Синтаксические особенности текстов (книжные и разговорные структуры, компрессия и расчлененность высказываний).
Результаты таких исследований позволят выработать более точные рекомендации по структуре языковой модели издания, ориентированного на определенную аудиторию.
Контент-анализ – формализованный метод. Эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал (например, подшивку газеты или записи телепередач), требуется суммарная оценка документальной информации. Этот метод предполагает систематическую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания.
Исследования редакций (Л.Г. Свитич)
Чем полезна социологическая информация о журналистах и редакции: поможет лучше осознать задачи, роли журналистики и журналиста в обществе; позволит каждому сотруднику СМИ наметить пути и направления карьеры; осведомленность о наиболее распространенных проблемах и сложностях работы редакций и деятельности журналиста поможет находить пути успешной их организации, выхода из кризисных ситуаций; анализ социопсихологических и профессиональных взаимоотношений внутри редакционного коллектива даст информацию о том, как их скорректировать; изучение продукции журналистского коллектива, соотнесенность с концепцией издания и ожиданиями аудитории поможет планировать работу редакции и отдельных журналистов, производить в ней оптимальные изменения; анализ кадровой структуры редакций, уровня подготовки кадров, их суждений о системе журналистского образования позволит сформировать высокопрофессиональный журналистский корпус и существенно улучшить его подготовку и переподготовку.