От Реформации до Д. Юма

На протяжении средневековья дворцовые перевороты и народные восстания были постоянным явлением социально-политической жизни. Но они не смогли сломать существующий порядок вещей. Первым серьезным вызовом ему стала протестантская Реформация. Религиозная вера превратилась в главное яблоко раздора между властвующими и подвластными. Это привело к длительной эпохе религиозных войн в Европе (вторая половина XVI в. — первая половина XVII в.). Враждующие стороны оперировали двумя главными аргументами:

• светская власть является божественной по происхождению и потому религия должна быть подчинена государству;

• светская власть должна быть теократической, а ее основания изложены в Священном Писании христианства.

В Англии в эпоху Елизаветы были приняты законы, в результате которых светская власть начала господствовать над


духовной. Англиканская церковь первой отбросила власть Ватикана. В то же время сохранялись значительная часть католического ритуала и институт епископата. Р.Хукер написал особый трактат под названием «Законы церковной политики» для обоснования данных изменений. Эту книгу принято считать первой попыткой изложения основ консерватизма (см.: 1). Автор отвергал оба абсолютизма своей эпохи: теорию божественного происхождения и исключительных прав королевской власти и пуританское убеждение в том, что вся правда содержится в Библии, в которой нет упоминаний о власти королей и епископов. Против первого абсолютизма был сформулирован вывод: светская власть должна стоять на страже обычного права. А пуританизм опровергался положением: по сравнению с библейскими временами обстоятельства значительно изменились. Хукер полагал, что человеческий разум может понять законы естественного права. Однако само естественное право настолько широко, что из него не вытекают никакие определенные политические решения. Чтобы власть была легитимной, нужен консенсус. Но к нему невозможно прийти без соблюдения обычаев и установленных законов.

Так была сформулирована идея о том, что социальный порядок есть сложное историческое образование.

Ж.Воден был не менее крупным мыслителем в период становления консерватизма. Кроме защиты толерантности он сформулировал принцип суверенитета государственной власти. Но этот суверенитет не является абсолютным. Прежде всего потому, что суверен обязан соблюдать божественное и естественное право. А они требуют уважения к собственности подданных. Без согласия последних невозможно устанавливать никакие государственные налоги. Следовательно, суверенная власть обязана подчиняться определенным правилам.

Практические политики Англии XVII—XVIII вв. тоже сыграли значительную роль в формировании консерватизма. В этом отношении примечательны политические карьеры Кларендона, Галифакса и Болингброка,


Кларендон известен прежде всего критикой концепции абсолютной власти Т.Гоббса, который постоянно подчеркивал «научность» собственной теории. Кларендон считал, что всякое знание о политике неизбежно ограничено. При этом он ссылался на идею «старого порядка» — традиционного фундаментального права общества. Это право ограничивает абсолютную власть.

Галифакс считал религиозный догматизм главной причиной социальной нестабильности, насилия и жестокости. Поэтому естественный разум государства должен обладать приоритетом перед верой. Такой разум есть следствие исторического и практического опыта реальной политической жизни. Он противостоит абстрактному резонерству на тему «основных вопросов» мироздания и человеческого бытия.

Наиболее известным сочинением Болингброка является «Идея короля- патриота». В этой книге впервые сформулировано главное положение просвещенного абсолютизма: эффективное управление государством зависит от добродетели и разума монарха. Кроме того, Болингброк разработал специфическую версию естественного права. Процесс применения такого права зависит от множества обстоятельств и потому никогда не может быть определенным и стабильным. Люди по природе являются социальными существами, а господство и подчинение есть универсальное свойство всех форм человеческого общежития — от семьи до государства. Государство — исторически образовавшийся организм, а не механическое устройство. Наиболее эффективной формой правления является смесь конституции с традицией. Наконец, Болингброк одним из первых мыслителей нового времени занял резко отрицательную позицию в отношении капитализма. Он отвергал всякое влияние «денежных мешков» на государственную политику.

Монтескье заимствовал у Болингброка идею разделения властей. Он сформулировал также положение о зависимости политических систем от климатических, этнических, национальных и иных характеристик общества.


Д.Юм по политическим ориентациям был тори и крайне враждебно относился к религии. Он отбросил всю структуру понятий политической философии Локка, которая базировалась на концепциях естественного права и общественного договора. Однако пример Бентама показывает, что отрицание указанных концепций вполне согласуется с либерализмом. Юм полагал принцип пользы главной характеристикой существования и развития общества. В этом смысле он был первым утилитаристом в строгом значении слова. В то же время Юм уважительно относился к традициям по той причине, что они хорошо известны большинству людей и не требуют доказательств. По философским ориентациям Юм был скептиком. Но он не отвергал возможности науки о политике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: