Главные идеи и аргументы

Исторический обзор становления консерватизма позволяет заключить, что его главная традиция вытекает из трех взаимосвязанных концепций: традиционализма, скептицизма и органицизма.

Традиционализм включает несколько убеждений: политика должна опираться на сложившиеся традиции; существующие учреждения, институты и виды практики должны быть сохранены при любых обстоятельствах; социальные и политические изменения (прежде всего революционные) не заслуживают доверия.

Иначе говоря, консерватизм — это комплекс склонностей большинства людей. Данный комплекс неплохо иллюстрируют строки И. Сельвинского:

Все старое понятно и приятно. Все новое обидно и темно.

Правда, не все люди подвержены такой склонности. Многие из них руководствуются противоположной установкой: вперед, вперед, за неизведанным.

И потому консервативные установки не всегда доминируют. Тем самым недоверие к изменениям не тождественно жесткой оппозиции и последовательной борьбе с людьми, рискующими отказаться от обычного и привычного порядка вещей. Консерватор одобряет только такие изменения, кото-


рые проводятся постепенно и с постоянной оглядкой на прошлое.

Скептическое отношение к любому знанию об обществе и политике — интеллектуальный фундамент традиционализма. Консерватор полагает, что политическая мудрость уже воплощена в существующих обычаях, законах и институтах. Политическая мудрость — это результат длительного исторического опыта по незначительному улучшению социального порядка. Предполагается, что такое улучшение может осуществляться только опытными политическими деятелями. Они осторожно и рассудительно стремятся удовлетворять существующие потребности большинства или определенного класса людей. Отсюда следует, что управление обществом должно быть доверено лицам, которые обладают большим опытом непосредственной политической и административной деятельности.

Консерватор отрицательно относится к ученым и теоретикам. Теоретики обычно исходят из того, что при управлении обществом могут и должны использоваться абстрактные принципы (типа универсальных прав человека), теории и утопии — системные пропозиции изменения общества в целом.

Политический скептицизм базируется на третьей центральной идее консерватизма: человек есть существо биологическое, а индивиды есть элементы органических связей с обществом. Отсюда вытекает, что люди не могут сформироваться самостоятельно и независимо от существующих социальных институтов и видов практики. Значит, никакой универсальной человеческой природы не существует. Потребности, желания и ожидания людей зависят от места, времени и обстоятельств. Социальные, юридические и политические институты не должны рассматриваться как средство для реализации предустановленных целей.

Органицистская концепция связи индивида с обществом не обязательно существует в виде религиозной эсхатологии (типа христианской философии истории) или светской мета-


физики (типа философии права Гегеля). В консервативном мышлении не утверждается логическая недопустимость тезиса об индивиде как совершенно свободном от места, времени и социальных обстоятельств. Органицизм может существовать и в виде лингвистических теорий. Они базируются на положении: язык есть социальное явление и только благодаря языку индивид становится человеком, а не прямоходящим многоклеточным. А зависимость социальных связей человека от языка нетрудно подтвердить многочисленными фактами.

Если индивид и общество находятся в органической взаимосвязи, то функционирование данной связи не поддается теоретическому описанию по образцу естествознания. Например, невозможна строгая наука о поэтическом искусстве, дружбе или любви. Следовательно, и наука о политике как технологии управления государством тоже невозможна.

Таким образом, определение консерватизма как идеологии связано с определенными трудностями. Консерватизм отрицательно относится к теории. Если считать идеологию теорией в строгом смысле слова, то консерватизм не является идеологией. Любая идеология включает теоретические положения. Поэтому она отличается от обычных мнений, убеждений, принципов поведения, политических взглядов, идеалов и утопий. Идеология обычно выводит рекомендации по улучшению существующего положения вещей из определенных теорий человеческой природы.

Уже говорилось, что органицизм — ядро консерватизма. Из него вытекает отрицательное или скептическое отношение к теоретическому знанию в сфере политики. Это влечет за собой привязанность к традициям и нежелание изменений. А также доверие к людям, уже обладающим политико- управленческим опытом. Но если консерватор стремится быть последовательным, он обязан ответить на вопрос: поскольку консерватизм отбрасывает теорию, то не находится ли среди них такая, которую он сам воплощает или стремится реализовать?


На этот вопрос противник изменений может ответить: консерватизм не связан ни с какой позитивной теорией универсальной человеческой природы, из которой вытекают универсальные политические принципы (типа либеральных прав человека или «исторической необходимости» строить коммунизм в марксизме). Однако сторонники и противники консерватизма длительное время воспринимали его как определенную конструкцию общества и государства. Ее необходимыми элементами являются монарх, наследственная аристократия, церковь и армия. В то же время потребность в данных элементах зависит от пространственно-временных обстоятельств, в которых возникли данные институты. Например, Великобритания — историческая и духовная родина консерватизма. Но в настоящее время все перечисленные элементы являются в ней чисто формальными и даже бутафорскими. Следовательно, консерватизм есть процедурно-методологическая, а не предметно-содержательная установка.

Иначе говоря, консерватизм — это определенная социальная политическая и мировоззренческая позиция, а не идеология. Он выражает интересы индивидов и групп, для которых полезно сохранение существующего порядка. Дополнительным аргументом для обоснования такого определения является отсутствие классического теоретического текста консерватизма.

В либерализме таким текстом являются «Два трактата об управлении государством» Д.Локка. Социализм располагает «Манифестом Коммунистической партии» и «Капиталом» К.Маркса. Сторонники элитаризма черпают вдохновение из «Государства» Платона. Тогда как «Рассуждения о революции во Франции» Э.Берка не могут считаться классическим текстом. Эта работа посвящена конкретным обстоятельствам и событиям. Ее содержание сводится к полемическим рассуждениям, которые не свободны от риторических преувеличений. Так что идеологическое содержание данного текста может быть обнаружено посредством специфической эгзегети-


ки. Поэтому следует присмотреться к главным аргументам консерватизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: