Эпигоны

До французской революции в политической практике европейских стран доминировал авторитаризм абсолютных монархий. Люди, претендующие на ранг политических мыслителей, обычно защищали концепцию божественного происхождения и неограниченных прав верховной власти. Даже радикальный либерализм не смог сломить эту концепцию. Потребовалась революция, чтобы консерватизм приобрел определенную форму в трудах Э.Берка. Его взгляды начинают заимствоваться во Франции и Германии.

Однако французские и немецкие консерваторы отличались от британских предтеч экстремизмом. После «славной революции» 1688 г. в Англии на протяжении почти полутора столетий господствовала социальная стабильность. Тогда как Франция после революционных потрясений вступила в период наполеоновской диктатуры, длившийся почти четверть века. Германия в начале XIX в. потерпела сокрушительное поражение в войнах с революционной Францией. Эти события значительно повлияли на политическую мысль Франции и Германии. Французские консерваторы квалифицировали революционную катастрофу как расплату за безбожный рационализм. А их немецкие единомышленники истолковали военное поражение как следствие вмешательства прусской монархии в политическую жизнь всех германских земель.

Наиболее известными консервативными мыслителями Франции являются Ж. де Местр и Л. Бональд. Первый использовал разум для подрыва притязаний того же разума на руководство публичными делами. Взамен он предлагал облагородить инстинкт — иррациональную привязанность людей к существующим традициям и обычаям. Если человек их нарушает, он подрывает основания социальной жизни. И потому должен быть исключен из общества, поскольку все традиции и обычаи освящены божественным провидением. Бональд полагал необходимым установить расовую теократию. Только она может обеспечить неразрывную связь трона и алтаря. И


добиться от всех членов общества беспрекословного послушания, не допускающего никаких дискуссий.

Оба мыслителя враждебно относились к торговле и промышленности. Данные виды деятельности базируются на личных интересах индивидов. Такие интересы подрывают патриотизм — комплекс обязанностей индивидов перед той общностью, в которой он появился на свет.

Эти идеи были заимствованы у Кольриджа и Болингброка. Французские мыслители лишь придали им литературно отточенную форму. Она отличалась ясностью и принципиальностью, включая политический радикализм.

Немецкие консерваторы (типа Г.Мезера и А.Мюллера) тоже подчеркивали связь с прошлым. При этом они рассматривали средневековый феодализм как наиболее эффективную форму развития германского духа. Гердер тоже внес вклад в укрепление романтического и сентиментального отношения к прошлому. Он полагал, что каждый народ обладает собственным неповторимым характером и потребностями. Германские консерваторы выступали против либерализма Канта, который стремился преодолеть национальную ограниченность и исключить войны из практики международной жизни. Они квалифицировали государство как органическое образование национального бытия и отвергали либеральное представление о том, что государство есть только механизм для защиты естественных прав индивидов и охраны частных интересов.

В 1848 г. по Европе прокатилась вторая волна революций. «Старый порядок» был окончательно дискредитирован в период Реставрации и Священного союза. Политические и религиозные клики европейских стран занялись лихорадочным поиском панацеи для собственного выживания. Так был изобретен национализм. Первоначально он выступил в форме либеральной критики династического принципа передачи и наследования власти, а затем был аннексирован консерваторами. Пионером национализма стала Германия. Ловкая деятельность Бисмарка по ее объединению сопровождалась теорети-


ческим обоснованием в работах Г.Трейчке. В 1870 г. Франция потерпела поражение от Германии. Тевтонские победители занесли в галльский ум бациллу национализма. Она начала водить пером Барреса, Морраса и других французских певцов национального гения.

В результате этих событий национализм приобрел агрессивную форму: нация начала рассматриваться как высшая ценность, а церковь и армия — как необходимые средства ее защиты. Религиозно-милитаристские факторы стали побеждать светский консерватизм, основы которого были сформулированы в позитивизме О.Конта — мыслителя крайне спекулятивного и фантазирующего. Э.Ренан и И.Тэн пытались очистить взгляды мэтра от утопических элементов. Но эти действия не отличались последовательностью. С одной стороны, Ренан требовал, чтобы политическая элита состояла из людей, обладающих научным и художественным талантом. С другой стороны, он определял все унаследованные предрассудки как «неосознанный разум».

Ранее отмечалось, что английские консерваторы заложили основы отрицательного отношения к развитию промышленности, строительству железных дорог и городов. Данные факторы нарушают социальную гармонию и порядок. Но в конечном счете практические политики вынуждены были признать непобедимость промышленного капитализма. Началась длительная эпоха соединения политического авторитаризма с экономической модернизацией. В большинстве стран Европы она продолжалась на протяжении всего XX в.

Что касается США, то там всегда было место для тех или иных модификаций консерватизма. Сама американская революция 1774—1776 гг. была консервативной, поскольку она перенесла традиционные права англичан в Америку. Федералисты были убеждены в необходимости централизации. И в целях социальной стабильности стремились ограничить права штатов путем использования демократических процедур. Консерватизм развивался в южных штатах, провозглашая ценности традиционного образа жизни. Война 1863— 1865 гг.


не смогла сокрушить эти тенденции. В настоящее время первая из них существует в виде воинствующей пропаганды свободного рынка как наиболее эффективного средства индивидуальной предприимчивости. Вторая тенденция связана с ностальгией по прежнему иерархическому социальному порядку: «Но в истории Америки он всегда был непостоянным и маргинальным» (5, 74).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: