Пионеры консерватизма

Моментом зрелости консерватизма можно считать реакцию Э.Берка на события, связанные с Великой французской революцией. В начале своей деятельности Берк принадлежал к вигам. Но под влиянием французской революции он стал называть себя «новым вигом». Этим он стремился подчеркнуть собственное отличие от старых вигов в оценке революции. Берк оценивал ее отрицательно. Зато он положительно относился к требованиям американских колонистов и правам британских подданных в Индии. Однако при защите данных требований он не апеллировав к абстрактным правам человека, а ссылался на традиционные права колонистов как представителей английской нации. Что касается прав британских подданных в Индии, то Берк подчеркивал самобытность индийской цивилизации и неповторимость ее истории. В трудах Берка можно вычленить три главных понятия, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие консерватизма:

1. Традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению. Все социальные институты и поли-


тические учреждения не являются искусственными изобретениями. Каждое поколение выступает временным обладателем, а не полноправным собственником социального и политического наследства.

2. Мировоззренческий и политический скептицизм. Согласно этой установке, знание о создании и реформировании государства не может быть приобретено априорно. Это знание вытекает только из непосредственного опыта и базируется на нем. А сам опыт — сверхындивидуальное образование. Ни один человек на протяжении всей жизни не может освоить его полностью.

3. Органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении наличных традиций и обычаев. Они сформированы обстоятельствами социально-исторической жизни. Традиция — это вторая природа человека. Она порождает многообразные различия между людьми. В результате люди становятся различными классами политических и социальных животных. Не существует никаких абстрактных прав человека и универсальных политических идеалов. Универсальной может быть только мораль, поскольку она базируется на божественном откровении. Политика зависит от множества обстоятельств. Она связана с многократным обдумыванием любого решения и действия. Все они принимаются и проводятся в пользу или во вред определенной общности людей. Политическая ловкость не сводится к механическому и рациональному отбору средств для достижения любой индивидуальной, социальной и политической цели.

Эти идеи Берка породили многочисленных последователей. В Англии XIX в. к ним относятся поэт С.Кольридж и религиозный мыслитель Д.Ньюмен. А в сфере практической политики Б. Дизраэли и Р. Солсбери пытались воплотить указанные идеи в жизнь.

В частности, Кольридж писал: «В сочинениях мистера Берка содержатся в зародыше почти все политические истины» (2, 31). Английский романтик создал даже особый трактат


названием «Об устройстве церкви и государства». В этой книге можно обнаружить идеализацию традиционного политического порядка Англии: интересы земельной аристократии гармонически сочетаются с интересами торговцев и промышленников. Кольридж выдвинул также идею национальной церкви, которая должна поддерживать преемственность культуры путем контроля над образованием. Драматические и трагические последствия индустриализации — не менее важная тема творчества Кольриджа.

Ньюмен не был политическим мыслителем, но на протяжении всей жизни боролся с либерализмом. Он отождествил либерализм с ложным свободомыслием. Речь идет об оптимистическом представлении: возможности разума как источника прогресса безграничны. Ньюмен признавал необходимость и неизбежность изменений церкви и государства, но они должны быть плавными и постепенными.

Дизраэли и Солсбери были премьерами в правительстве Англии. Первый пытался выработать принципы социальной политики: социальные проблемы должны решаться путем введения фабричного законодательства; предприниматели должны взять на себя ответственность за благосостояние всего общества (см.: 3). Во времена Солсбери консервативная партия преобразовалась в партию крупных промышленников. В результате социальная политика свелась к призывам борьбы со страстями и невежеством масс.

В XX в. новаторский вклад в британскую консервативную мысль внес М.Оакшот. Он не занимался практической политикой, а был чистым теоретиком. Зато его главный труд «Рационализм в политике» может считаться наиболее фундаментальной и филигранной критикой любых попыток превратить политику в разновидность социальной технологии (см.: 4). Речь идет о рациональном (научном) отборе средств для достижения определенных целей. Британский мыслитель показал в деталях, почему такой подход к политике является теоретически бесплодным и социально опасным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: