Становление: фигуры и страны

Вся современная политическая мысль базируется на учениях Платона и Аристотеля. Оба мыслителя придерживались правой политической ориентации. В период их деятельности Греция была ареной постоянной политической напряженности. Консервативное мышление по своим истокам есть реакция на социальную и политическую нестабильность. Она завершилась созданием империи Александра Македонского –


ученика Аристотеля. Но отсюда не следует, что Платон и Аристотель были консерваторами в чистом виде.

Платон был элитаристом и создал утопию «идеального государства». Эта утопия направлена на противодействие любым изменениям. Согласно Платону,

«идеальным государством» должна руководить наследственная каста философов-экспертов. Они обладают интеллектуальным превосходством и могут устанавливать законы по собственному произволу. Платон считал собственную концепцию универсальной и не связывал ее с определенной социально-исторической общностью людей. Для воплощения данной концепции в жизнь он обратился к тирану Сиракуз. И хотя попытка закончилась неудачей, Платон своих взглядов не изменил.

Аристотеля тоже нельзя считать консерватором в строгом смысле слова. Зато от консервативного темперамента он не был свободен. Государство с установленным порядком и безличными законами он ставил выше деспотического правления. Аристотель критически относился к утопии Платона. Особенно к идее о том, что правящая элита должна быть свободна от традиционных институтов семьи и частной собственности. Аристотель полагал, что решение проблемы наиболее эффективного государственного строя зависит от природы и обстоятельств. Он создал также основания органицистской теории человеческой природы и общества. Человек — это политическое животное, которое только в государстве может воплотить свою человеческую потенцию. Правда, под влиянием Платона Аристотель тоже стремился создать проект идеального государства. Но этот проект нельзя считать завершенным и определенным.

Цицерон был стоиком и верил в существование естественного права. Он исходил из положения о фундаментальном равенстве всех людей, независимо от места, времени и обстоятельств. Значимый момент его практической деятельности — защита традиций Римской республики в борьбе с авторитаризмом Августа. Последний приказал лишить его жизни.


Около 1260 г. «Политика» Аристотеля была переведена на латынь. После этого Фома Аквинский разработал политическую концепцию христианства. Она базировалась на понятии пассивного послушания. В период средневековья отношения между церковью и государством были главной темой философской рефлексии. В рамках ортодоксального конформизма государство рассматривалось как божественное орудие в борьбе с грешной человеческой природой. Но для успешного действия государства требуется руководство церкви. В трудах же Оккама и Марсилия Падуанского развивался противоположный подход к государству: оно рассматривалось как средство достижения земных целей людей. Этот подход стал предпосылкой политического секуляризма эпохи Возрождения.

Данный комплекс идей можно считать предысторией консерватизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: