Модификации. К ним относится прежде всего современный либерализм

К ним относится прежде всего современный либерализм. В середине XIX в. возникли революционный марксизм и эволюционный социализм. Эти идеологии на первых фазах своего существования были враждебны либерализму и консерватизму. Перед лицом общего врага либералы начали перебегать в лагерь консерваторов. В настоящее время во многих западных странах консервативные партии состоят из бывших либералов. Теоретические различия между консерваторами и либералами становятся не менее расплывчатыми. Например, Ф.Хайек считается духовным вождем либералов. Но его важнейший трактат «Конституция свободы» заканчивается главой

«Почему я не консерватор» (см.: 13).

Действительно, классические либералы были сторонниками изменений. Правда, они хотели изменить экономику и общество в целом. Что касается государства, в котором преобладают либеральные политические институты, то либералы не собирались ничего в нем менять. Либералы были и остаются сторонниками абстрактных теоретических рассуждений, особенно в сфере классической политической экономии. Эта экономия уже давно пропагандирует мнимую импликацию: если освободить рынок от всяких ограничений, то он неизбежно приведет к полному удовлетворению человеческих потребностей и желаний, а также к наиболее продуктивному использованию всех природных и человеческих ресурсов. Иначе говоря, экономика должна оставаться неизменной. По этому основанию возможен союз между либералами и консерваторами.


Кроме того, существуют политические установки и позиции, которые зачастую переплетаются с консерватизмом, но не являются его существенной частью. К ним относятся реакционность, стремление к социальной стагнации и поддержка абсолютной власти.

Консерватор может, но не обязан быть реакционером. Если же реакция затрагивает все стороны жизни и базируется на провозглашении идеалом некого древнего состояния вещей (например, в современной России высказываются взгляды, согласно которым она должна вернуться в состояние до революции 1917 г., до реформ Петра I и даже в дохристианские, языческие времена), то реакционеры становятся революционными архаистами и не имеют ничего общего с консерваторами.

Консерватор может, но не обязан быть сторонником социального застоя и решительным противником любых изменений. Если изменения обусловлены обстоятельствами, то консерватор их одобряет. Он только требует, чтобы они были медленными и постепенными для предотвращения опасностей и угроз, скрытых в любых изменениях.

Консерватор может, но не должен быть сторонником абсолютной власти. Он может быть таковым, если политическая традиция общества, к которому он принадлежит, включает абсолютизм. Однако сама идея абсолютизма — высшее лицо в государстве свободно от любых ограничений со стороны права, поскольку власть принадлежит ему «божьей милостью» или на основании непреложных «законов истории» — противостоит консерватизму. Консерватизм подчеркивает безличную мудрость, сосредоточенную в традициях, законах и конституции.

Если упростить ситуацию, то чистый консерватизм отбрасывает реакционность, социальную стагнацию и всякую абсолютную власть. Но осуществить такую процедуру крайне сложно по причине шаткости главных аргументов консервативной идеологии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: