Политический скептицизм консерваторов противостоит целой традиции философской теории познания. Она восходит к
Декарту, который первым поставил эту дисциплину в центр философских исследований. Картезианский рационализм рассматривает знание как продукт деятельности индивида. Он может быть получен только на основе сознательного и строгого использования правил логики для обработки данных индивидуального (и потому частного) опыта. Правда, Декарт недостаточно разработал проблему социальной обусловленности знания. Он свел ее к вопросу об источниках знания. Рационализм пренебрегает также тем фактом, что большая часть знания индивида есть следствие его взаимодействия с другими индивидами.
Картезианские теоретики познания согласны с тем, что развитие знания индивида как результата только сознательной деятельности является идеализацией. Однако такая идеализация необходима. В ней ясно сформулированы условия обоснованности любого человеческого убеждениях в политике без таких убеждений обойтись невозможно.
|
|
Консерваторы рассматривают политическое знание как комплекс суждений, основанных на опыте, а не на абстрактной теории. Такой подход отбрасывает потребность и возможность строгого дедуктивного обоснования убеждений, из которых состоит политическое знание (правда, большинство людей не имеет никаких определенных и твердых политических убеждений, но сейчас речь не о них). Это не значит, что такие убеждения есть множество неясных интуиции и предположений. В философии существует альтернативная теория неартикулированных убеждений. Ее предпосылки можно обнаружить в концепции духа, стремящегося к завершенности, у Паскаля. Д.Ньюмен писал о
«чувстве вывода», а Г.Риль — о приоритете «знания как» над «знанием что». Такого типа феномены нельзя считать целиком иррациональными и инстинктивными. Между тем данная теория не принимается в расчет консерваторами.
Безусловно, разум может ошибаться. Но только разумом человек отличается от животных. Если человек отказывается от сознательного и последовательного применения разума в
политической сфере, он попадает во власть домыслов, предчувствий и предрассудков. А как раз эксплуатация этой сферы соответствует интересам политиков, стремящихся манипулировать человеческими массами. Политический скептицизм означает отказ от борьбы с людьми, которые живут
«за счет», а не «для» политики, если воспользоваться классификацией М.Вебера.